373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen
1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
Проблема построения в школе адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки деятельности школы.
Приоритетным критерием оценки работы школы до сих пор остаются конечные результаты ее деятельности:
• состояние здоровья учащихся;
• обученность учащихся;
• обучаемость учащихся;
52
• сформированность у школьников ценностных отношений к окружающей действительности и др.
Стремясь удовлетворить этому критерию, школы экстенсивными мерами пытаются достигнуть высоких конечных результатов. Вводятся дополнительные предметы в школьный учебный план. Их введение объясняется необходимостью расширения культурного кругозора учащихся, специальной подготовки в определенной области научных знаний. В то же время содержание традиционных учебных предметов практически не изменяется, в нем не акцентируется внимание на взаимосвязи общества, технологии и человека, что собственно, и составляет гуманитарно-культурологический аспект содержания образования. В школах создаются профильные классы, что соответствует личностно-ориентированному образованию. Однако основу содержания профильного обучения зачастую составляет сложный вузовский материал, слабо адаптированный для школьного изучения.
На экстенсивных изменениях основывается в настоящее время и совершенствование системы внутришкольного управления: вводятся дополнительные управленческие ставки (при этом организационная структура существенно не изменяется). Да и стратегия управления реализуется и соответствии с традиционной схемой: управляющее воздействие - желаемый результат. В практике подобные усилия оказываются тщетными, «уходят в песок», или даже приносят вред, если не учитывают возможности и тенденции развития конкретной школы.
На сегодняшний день в качестве определяющего должен выступить критерий интенсификации саморазвития школы, ее отдельных субъектов. На первый взгляд идея интенсификации противоречит личностно-ориентированному подходу в образовании. Действительно, по определению интенсификация - «увеличение напряженности, производительности».
Конечно же, в условиях адаптивной образовательной среды не имеет смысла говорить об увеличении объема напряженной работы ученика, учителя и руководителя школы. Но в этой связи возникает вопрос, - почему критерий интенсификации становится, по мнению авторов, основополагающим? Поясним, что же все-таки имеется в виду?
Содержание
-
Содержание
-
Введение
-
Проблематика книги
-
Структура книги
-
Глава 1. Характеристика адаптивной школы
-
1.1. Состояние современного образования
-
Хенрик Ягодзиньский
-
1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
-
Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
-
Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
-
Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
-
Н аучиться учиться
-
Научиться работать
-
П рофессионал
-
Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
-
Сущность адаптивной школы
-
1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
-
1.2.2. Школа для личностей.
-
Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
-
Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
-
1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
-
1.3. Философия адаптивной жизни
-
1.3.1. Идея синергетического подхода.
-
1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
-
Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
-
3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
-
1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
-
1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
-
Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
-
Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
-
Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
-
Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
-
1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
-
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
-
Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
-
1.3.5. Идея диалогического подхода.
-
Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
-
1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
-
Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
-
1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
-
Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
-
Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
-
1.3.9. Идея интегративности образования.
-
Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
-
1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
-
Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
-
1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
-
Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
-
Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
-
1.4.2. Ориентационная функция.
-
Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
-
Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
-
Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
-
1.4.3. Реабилитационная функция.
-
1.4.4. Коррекционная функция.
-
1.4.5. Стимулирующая функция.
-
1.4.7. Кооперационная функция.
-
Литература
-
Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
-
2.1. Управление: традиции и инновации
-
2.1.1. Управление — это ...
-
В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
-
2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
-
Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
-
Формы и виды насилия в школе
-
Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
-
Поведение
-
Отношение
-
Состояние
-
Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
-
Стадия стабилизации
-
Стадия системной рефлексии
-
Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
-
2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
-
2.2.1. Сущность образовательного процесса.
-
Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
-
2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
-
Образовательный процесс
-
Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
-
2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
-
Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
-
Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
-
Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
-
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
-
Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
-
Обоснование учебного плана начальной школы
-
Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
-
Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
-
2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
-
2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
-
Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
-
2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
-
2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
-
К.Д. Ушинский
-
Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
-
2.5.1 Цели современного учебного занятия.
-
Структурирование содержания учебного предмета
-
Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
-
Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
-
2.5.2. Типология учебных, занятий.
-
Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
-
Восприятие
-
2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
-
Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
-
Примерная структура вводного учебного занятия
-
Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
-
1 Вариант 2 вариант 3 вариант
-
4 Вариант 5 вариант 6 вариант
-
2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
-
1. Организационный этап
-
2. Этап проверки домашнего задания
-
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
-
4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
-
Содержание этапа учебного занятия
-
Показатели выполнения образовательных задач
-
Условия выполнения образовательных задач
-
«Мудрые совы»
-
5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
-
Содержание этапа учебного занятия
-
Условия выполнения образовательных задач
-
6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
-
Содержание этапа учебного занятия
-
Показатели выполнения образовательных задач
-
Условия выполнения образовательных задач
-
Педагогические техники, позволяющие решать
-
7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
-
Содержание этапа учебного занятия
-
Показатели выполнения образовательных задач
-
8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
-
9. Этап контроля и самоконтроля
-
10. Этап коррекции
-
11. Этап информации о домашнем задании
-
12. Этап подведения итогов учебного занятия
-
13. Этап рефлексии
-
Содержательная основа учебного занятия: Содержание
-
Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
-
Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
-
2.6. Реальный образовательный процесс
-
Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
-
Управление образовательным процессом
-
2.7. Качество образовательного процесса
-
Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
-
Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
-
Понятие «качество образования»
-
В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
-
2.8. Образовательный мониторинг
-
Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
-
Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
-
(Разработан школой № 22 г. Белгорода)
-
Литература
-
Глава 3. Образовательные технологии
-
3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
-
3.2. Технологии традиционной школы
-
3.2.1. Технология уровневого обучения
-
Системы действий учителя и ученика
-
3.2.2. Технология модульного обучения
-
Системы действий учителя и ученика
-
Технологическая карта по каждой параллели классов
-
Тематический блок «Взаимодействие тел»
-
Литература
-
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
-
Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
-
3.3. Технология «школы развития»
-
3.3.1. Технология проектного обучения
-
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
-
Тема проекта: «наш пруд»
-
Этапы работы над проектом
-
1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
-
2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
-
3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
-
4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
-
5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
-
Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
-
Этапы работы над проектом
-
3.3.2. Дальтон-технология
-
Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
-
Системы действий учителя и учащихся
-
Тема: анализ лирического произведения
-
Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
-
Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
-
Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
-
Анкета для учащихся
-
Анкета для учащихся
-
Информация для родителей
-
3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
-
Системы действий учителя и учащихся
-
Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
-
Тема: петр I и его эпоха
-
1 Этап: «вызов»
-
2 Этап: «осмысление»
-
3 Этап: «чтение с пометками»
-
4 Этап: «рефлексия»
-
3.4. Технология «школы социализации»
-
Исходные научные идеи
-
7. «Рефлексия»
-
Краткая аннотация документа
-
Информационная справка о школе
-
Количественная характеристика
-
Характеристика педагогического коллектива
-
Особенности управления школой
-
Состояние материально-технической базы
-
Содержание образовательного процесса
-
Характеристика действующего учебного плана школы
-
Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
-
Организация образовательного процесса
-
1. Социальная среда школы
-
2. Субъекты и источники социального заказа школы
-
Анализ достижений школы
-
Проблемно-ориентированный анализ работы школы
-
Приоритетные проблемы школы
-
Концепция модели адаптивной школы
-
Характеристика начальной школы
-
Характеристика неполной средней школы
-
Характеристика полной средней школы
-
Содержательная модель образовательного процесса
-
Обоснование учебного плана
-
Управленческая модель
-
Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
-
Модель обеспечивающих процессов
-
Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
-
Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
-
Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
-
Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
-
II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
-
III. Анализ достижений школы
-
IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
-
Приоритетные проблемы
-
Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
-
Миссия лингвистической школы
-
Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
-
Идея рефлексивности
-
Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
-
Идея интегративности
-
Общая характеристика образовательной модели
-
Первый аспект - личностное развитие ребенка.
-
I. Обоснование учебного плана
-
II. Содержание воспитательного процесса
-
Организационная модель образовательного процесса
-
Организационно-исполнительская деятельность
-
Контрольно-регулировочная деятельность
-
Стратегия реализации концепции новой модели
-
2. Аналитическое обоснование образовательной программы
-
1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
-
2. Сформированность ценностных отношений учащихся
-
3. Обученность учащихся школы
-
Приоритетные проблемы школы