logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».

Что следует понимать под образованием?

Традиционно образование рассматривается как создание человека по образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом создания своего образа, лика, личности. А это означает то, что невозмож­но представлять образование только лишь в аспекте вооружения учащих­ся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его адаптацию в современной культуре.

10

Истинное современное образование основывается на развитии и развитии «Я» человека.

Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить ПОСТРОЕНИЕ УЧЕНИКОМ ЖИВОГО ЗНАНИЯ, знания личностно значимого.

Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?

Попробуем взглянуть на эти особенности сквозь призму следующей ситуации. Представьте себе:

«...Корабль мчится на рифы. А в это время команду раздирают споры, куда свернуть - вправо, влево, назад? Пассажиры ведут себя пo-разному - кто-то веселится в каюте, кто-то спит. И вдруг - крик. Кто-то кидается спускать шлюпку. А впередсмотрящие спорят, сколько осталось до рифов: два часа или два дня...».

Увы, это наше сообщество.

Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего разви­тия — ступени жизни или смерти. В наше время все земные проблемы с тали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобаль­ные, планетарные противоречия.

По данным прогнозов в начале века будут углубляться и расши­ряться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска учеными новых источ­ников энергии, а также расширения уже известных месторождений и спо­собов получения энергии. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует объединения уси­лий ученых всего мира для поиска новых источников энергии. Возникает вопрос: какая из тенденций победит?

Вторым кризисным явлением, носящим глобальный характер, бу­дет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и осо­бенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

Теперешняя промышленная база человечества построена на прин­ципе «после нас хоть трава не расти». Каждый год мы извлекаем из тела планеты до 300 миллиардов тонн вещества, но лишь 2-3% его идет в ве­щи, предметы. А 280-290 миллиардов - будет отравлять воду, воздух.

И в этом случае возникает необходимость мобилизации всех имеющихся средств и ресурсов мировой цивилизации на преодоление экологического кризиса.

Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов Среды на человека и биоресурсы, что потребует

11

больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отрицательных последствий этих явлений.

Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продовольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освоению новых территорий и наукоемких технологий производства.

Под влиянием указанных изменений Среды произойдет понижение общего уровня иммунитета людей и создание систем искусственного его восстановления и поддержания станет актуальнейшей задачей мирового сообщества.

Все эти глобальные изменения значительно обострят противоречия между разумом и алчностью, что естественно не может не сказаться на целях и содержании образования. Необходимость преодоления отмечен­ных кризисов потребует объединения мирового интеллекта в направле­нии поиска путей смягчения кризисных явлений и успешного выхода из них. В ряде сфер потребуется научный прорыв, например освоение Космоса с целью использования космических технологий в земных условиях, развитие искусственного интеллекта и его использование в производстве и жизнеобеспечении людей.

Но, пожалуй, самый страшный кризис современного мирового со­общества - положение человека в сегодняшней цивилизации (в обществе, семье, быту).

Большинство из нас думает, что наши главные опасности - эколо­гические, экономические и социальные. Но эти опасности лишь отголо­ски более глубоких потрясений. Вся современная жизнь стоит на глубо­ком разладе с человеческой природой. Этот разлад губительно действует и на самого человека, и на отношения людей. Но и сам человек – сегодня в разладе с природой.

У Павла Филонова есть удивительная картина «Пир королей». Чер­ные стены, черные деревья, страшные лица (почти лица мертвецов) за бе­лым столом. И глубокий смысл во всем этом - как только человек теряет связь с природой, он превращается в такого короля и, тогда появляются диктаторы.

Один из сложнейших факторов положения человека в сегодняшней цивилизации - взрыв потребления (и это несмотря на сложные экономические проблемы в России). С одной стороны - это очень благотворный для человека момент. По иерархии потребностей (по закону возвышения) та энергия человека, которая шла на бытовые нужды, теперь может пере­ключиться на более глубокие духовные потребности. Но зачастую чело-

12

век считает, что насыщение базовых нужд - вершина человеческой жиз­ни, тогда эта энергия не переключается на более высокие потребности. Поэтому нынешний культ потребления - пищевого, вещевого, зрелищного глубоко эгоизирует мир потребностей. Он превращает человека-созидателя в человека-потребителя.

Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для моло­дых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.

Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повы­шенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил. Современный человек делается все более «Я»-центричным, замкнутым на себе.

Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в се­мье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успеха, моя не­удача — не часть его неудачи - на таком отгораживании основано поло­жение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком.

Где искать выход?