logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.2.2. Школа для личностей.

Приспособление школы к условиям своей внутренней среды, включая учет возможностей, потребностей и интересов участников образовательного процесса, - необходимый, но недостаточный признак адаптивности школь­ной среды. Дело в том, что активность «приспособления» субъекта (индиви­дуального или группового) связана с потребностями самовыражения, само­реализации (раскрытия своего личностного потенциала) в процессе деятель­ности, иначе, с потребностью быть личностью.

Создание условий для развития потребности личности к самореализа­ции и саморазвитию на основе учета ее индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей, учебных возможностей - определяющий признак адаптивной школы, в фокусе внимания которой находятся не столько технологические аспекты дея­тельности, сколько личностные.

В обозначенном контексте адаптивная школа - это образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других типов общеобразова-

20

тельных учреждений) контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении (К. Ямбург).

Таким образом, особая позиция адаптивной школы состоит в том, что ребенок в ней - не просто ученик, он - личность. Первостепенное течение в ее деятельности приобретает опора на «сильные» стороны личностu u создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.

Адаптивная школа - это не изолированный мир, в который на некоторое время приходит ребенок. Адаптивная среда школы - реальная жизнь для каждого, кто в ней находится. А значит, в ней должны изме­ниться и содержание образовательного процесса, и ею организация, и управление им.