4 Вариант 5 вариант 6 вариант
-
1
1
1
3
3 | 4 | 5
3 4
4
11
5
5 | 6
6
6 8
8
8
11
11
12
12
12
13
13
13
Кратко охарактеризуем особенности учебного занятия каждого из представленных вариантов.
Первый вариант макроструктуры учебного занятия представляет жесткое следование логике занятия первого типа. Такой подход имеет существенное значение при подготовке молодого учителя к проведению учебных занятии по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов действий. Заметим, что такая линейная структура определяет последовательность содержания работы с учащимися и выбор определенных методов преподавания. Очевидно, что в соответствии с содержательной логикой данного учебного занятия на этапе изучения нового материала учителем используются монологические методы предъявления познавательного объекта: лекция, рассказ, объяснение.
Во втором варианте соединение этапа актуализация субъектного опыта учащихся с этапом изучения нового учебного материала существенно изменяет форму взаимодействия учителя и учащихся — она становится диалогической. Иными словами объединение двух этапов предполагает одновременно организацию работы учащихся и по актуализации субъектного опыта и по изучению нового учебного материала.
Для третьего варианта построения структуры учебного занятия характерно соединение этапов изучения нового материала и первичной проверки понимания. В этом случае учителем в качестве методов обучения могут использоваться эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала в сочетании с построением структурно-логической схемы освоенного и понятого знания, ибо невозможно структурно представить новое знание, если оно не понято.
Для четвертого варианта все того же учебного занятия существенной характеристикой выступает объединение этапов первичной проверки понимания нового материала и его закрепления. Как правило, такая структура учебного занятия может использоваться в случае достаточной хорошей образовательной подготовки учащихся, обеспечивающей их ра-
180
боту по закреплению новых знаний и способов деятельности с разъяснением смысла выполняемых действий.
Пятый вариант учебного занятия отличается созданием в макроструктуре более сложного образования - соединения этапов актуализации субъектного опыта учащихся, изучения нового материала и этапа первичной проверки понимания этого материала. Это требует со стороны учителя достаточно серьезной подготовки в плане построения развертки вопросов и заданий для учащихся. Кроме того учитель должен быть готов к ситуационному управлению образовательным процессом, так как в ходе непосредственной работы с учащимися возникнут ситуации, требующие от учителя формулировки новых вопросов и заданий с учетом ответов и действий детей.
На учебном занятии шестого варианта наблюдается вначале объединение этапа актуализации субъектного опыта и изучения нового материала (этот случай нами уже охарактеризован) и далее в едином этапе представлены закрепление нового материала и его первичное обобщение. Скорее всего эта ситуация типична для гуманитарных учебных предметов, когда школьники фиксируя изученный материал в таблицах разного вида и структурно-логических схемах с целью систематизации фактически его закрепляют.
Мы привели 6 вариантов одного и того же учебного занятия. Такое многообразие структур (в этих вариантах отсутствуют нетрадиционные формы данного учебного занятия, что еще больше увеличивает диапазон деятельности учителя и учебной деятельности школьников) позволяет исключить стереотипы поведения учащихся. К сожалению в школьной практике еще не редки случаи, когда ученики четко знают, что: первые 15 минут идет проверка домашнего задания (нужно сосредоточиться, вдруг учитель спросит), следующие 15 минут - изучение нового материала (можно расслабиться и заняться «своим делом» и еще 10 минут отводится на закрепление изученного. В такой ситуации учащиеся легко приспосабливаются, для них уроки становятся однообразными по своей структуре, что негативно сказывается на развитии познавательных интересов учащихся.
Рассмотри далее разветвленные макроструктуры учебного занятия по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
З 1
181
законченных в смысловом отношении блоков. Каждый такой блок должен «пройти» через всю логику учебного занятия 1 типа. Представим, что учитель выделил три содержательных блока. Макроструктура будет выглядеть следующим образом.
41 | 51
3 5 11 6 8 12 13
42 | 52 1 41
43| 53
Эту макроструктуру можно изменить в соответствии с представленными нами шестью вариантами линейной макроструктуры учебного занятия 1 типа.
Если учитель осуществляет работу с разными группами учащихся на уроке, то и в этом случае возникает необходимость в представлении разветвленной макроструктуры учебного занятия. С целью ориентации в условиях учебного занятия на разные группы учащихся в схемах структуры введем обозначение этапа с индексом внизу (41, 51 и т.д.).
В этом случае такая разветвленная макроструктура будет иметь следующий вид.
51 111 81
3 4 6 12 13
112 82 1
52-3
113 83
Иногда на учебном занятии возникает необходимость и во введении разных блоков содержании и в организации дифференцированной работы учащихся с разными содержательными блоками. Представим разветвленную макроструктуру учебного занятия по изучению нового материала, характерную для этой ситуации.
512
3 41 6 8 11 12 13 421 521 513
182
Поскольку процесс моделирования структуры учебного занятия многообразен ограничимся далее всего лишь представлением линейной макроструктуры учебных занятий разных типов.
Учебное занятие 2 типа
2 6 9 10 11 12 13 1 1
Учебное занятие 3 типа
2 3 7 9 10 11 12 13
Учебное занятие 4 типа
2 3 8 11 12 13 1
1
Учебное занятие 5 типа
2 3 7 9 10 13
Каждый из типов учебных занятий может иметь и разветвленную макроструктуру.
Столь детальное рассмотрение такой формальной, на первый взгляд, процедуры, как моделирование макроструктуры имеет, на наш взгляд, принципиальное значение. Каждому учителю необходимо выстраивать учебное занятие с учетом психологических закономерностей усвоения. Недостаточный учет их приводит к низкой результативности в освоении учащимися знаний. Конечно же с позиции личностно-деятельностного подхода на учебном занятии приоритет отдается субъектному опыту ребенка и его развитию. Но ведь знания есть один из компонентов этого опыта. Поэтому необходимо выделить структуру субъ-
183
ектного опыта ученика, а затем «онаучить» его, «окультурить». Такая работа предполагает предварительные действия учителя, связанные с определением макроструктуры учебного занятия.
В структуре учебного занятия имеют место связи не только между этапами, но и связи определенных частей внутри каждого этапа. Иными словами речь идет о микроструктуре учебного занятия. Микроэтапы составляют мобильную динамичную сторону в построении учебного занятия и представляют собой содержание, методы, приемы обучения, с помощью которых осуществляются образовательные задачи на каждом этапе.
Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретных образовательных целей, можно выделить те основные подцели (образовательные задачи - ОЗ) решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятия (РР). Каждая очередная образовательная задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в живом педагогическом «организме» (учебном занятии) выступает элементом. Однако этап занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов:
- образовательных задач;
- содержания;
- методов;
- форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- реального результата.
Все отмеченные элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический ПЯТИУГОЛЬНИК (рис. 1).
Рис. 1 Дидактический пятиугольник
184
Дадим характеристику каждого из этих элементов.
Образовательная задача - это запрограммированный результат конкретного этапа учебного занятия. ОЗ - системообразующая часть структуры этапа учебного занятия, которая объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Образовательная задача несет в себе два направления целей учебного занятия: целей, ориентированных на содействие развитию личности; узко предметных целей.
Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность умственных действий ученика, обеспечивающих усвоение им компонентов научного знания. Словом, все то, что должен усвоить ученик и что способствует этому усвоению, ибо этот процесс во многом зависит от подбора задач, заданий, вопросов и др. И, конечно же, в содержание необходимо включать ценности и смыслы детей. В противном случае мы столкнемся с самым жестким формализмом знаний школьников, когда знания воспроизводятся, но абсолютно не принимаются детьми.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они, прежде всего, определяют стиль работы учителя на уроке.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. К ним относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и общеклассной работы.
Реальный результат этапа выражается, прежде всего, в тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели учащиеся. Трудно предвидеть на этапе изменения в ценностных отношениях учащихся и их развитии. Считаем, что при анализе этапа, равно как и учебного занятия в целом, следует оценивать полноту использования учителем возможностей для воспитания и развития школьников.
Микроэтапы перерастают в макроэтапы. В отличие от микроэтапа, который представляет незавершенный цикл познания, макроэтапу соответствует относительно завершенный цикл познания: первичное изучение нового материала, его закрепление, применение, контроль и самоконтроль.
185
Такое диалектическое единство при создании определенных условиях обеспечивает постепенное «окультуривание» субъектного опыта школьников.
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы