logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»

Авторы проекта: БЕДНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА, к.б.н., руко­водитель спецкурса «Экологический мониторинг» (научный руководитель проекта); КНЯЗЕВА НИНА ПЕТРОВНА, преподаватель биологии; ШАЙКО ГАЛИНА ИВАНОВНА, преподаватель химии (ГИМНАЗИЯ № 542 г.МОСКВЫ)

Межпредметный проект: экология и базовые школьные предметы эко­логического комплекса - биология, химия, физическая и экономи­ческая география, экономика, информатика.

Возраст учащихся: 16-17 лет.

Оборудование: персональные компьютеры, видео- и фототехника, ксе­рокс, средства контроля качества воды (индикаторы, рН-метры).

Цели проекта

1. Изучить технологию управления качеством воды в современном мегаполисе.

2. Сопоставить эффективность практикуемых в Москве технологий подготовки питьевой воды.

283

3. Выработать принципы оптимальной системы водоподготовки в условиях мегаполиса.

Задачи проекта

Обеспечить:

— овладение учащимися умениями системного анализа при обсуждении поставленной проблемы (умением анализировать хозяйственную деятельность людей с экологических позиций);

— овладение учащимися методологией эколого-экономического прогнозирования;

- практическое применение школьниками приемов проведения социологическою опроса и обработки его результатов;

- на основе знакомства с системой экологического мониторинга в рамках выбранной тематики (экомониторинга химического, биологического, эпидемиологического) формирование у школьников представлений о комплексном подходе к решению поставленной задачи.

Сроки проведения проекта: сентябрь - декабрь, 16 уроков и самостоятельные занятия в медиатеке.

АННОТАЦИЯ

Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты глобальной эколого-демографической проблемы (Водные ресурсы и народонаселение) и вопросы управления качеством питьевой воды в Москве.

В настоящее время в крупных городах (в т.ч. и в Москве) практикуются две системы водоподготовки ─ с использованием технологий хлорирования и озонирования воды в целях ее обезвреживания от микробных и паразитарных загрязнителей. Известно, что каждая из двух технологий имеет свои преимущества и свои недостатки. Проанализировать различные аспекты этих технологий и выработать принципы оптимальной технологии управления качеством питьевой воды в условиях современного мегаполиса и предлагается учащимся в рамках работы над проектом.

Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов и анализ разносторонней информации.

• сведения об источниках водоснабжения в Москве;

• информация об источниках загрязнения воды, ее загрязнителях и биологических эффектах последних — особенно подробно о микробных и паразитарных загрязнителях;

• знакомство с технологиями водоподготовки (последовательность стадий очистки воды, их назначение и эффективность);

• сведения об экологических стандартах качества питьевой воды;

284

• побочные продукты хлорирования и их биологические эффекты;

• побочные продукты озонирования и их биологические эффекты;

• сведения об экологическом мониторинге состояния поверхност­ных водоисточников;

• экономические характеристики водоподготовительного произ­водства и пути его удешевления;

• подземные источники водоснабжения и возможность их исполь­зования в Москве.

При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие рабочие группы, специализирующиеся как:

1. Экологи-эксперты (вопросы экологического мониторинга водо­сборной территории, качество воды до и после очистки, вопрос об использовании подземных источников).

2. Эпидемиологи (микробные и паразитарные загрязнители и их биологические эффекты, биологические эффекты хлорорганических соединений и побочных продуктов озонирования).

3. Химики (химическая характеристика хлорорганических соедине­ний побочных продуктов хлорирования и пути их образования).

4. Экономисты (вопросы стоимости технологий и пути их удешев­ления).

5. Независимые эксперты (экспресс-анализы водопроводной воды).

6. Корреспонденты (социологический опрос населения).

ВЫХОДЫ

  1. Схемы загрязнения поверхностных и подземных источников водоснабжения - в виде учебных наглядных пособий.

  2. Схемы этапов очистки воды.

  3. Фото- и видеоматериалы по проблеме проекта.

  4. Схемы, диаграммы, таблицы с результатами сравнительного анализа по теме проекта.

  5. Результаты экспресс-анализов водопроводной воды.