logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Образовательный процесс

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Стимули­рование эмоцио­нального отноше­ния уча­щихся к учебной деятель­ности (УД) и их ори­ентации на успех

Опреде­ление це­лей и за­дач обра­зователь­ного про­цесса, ор­ганизация деятель­ности учащихся по опре­делению

целей УД

Стиму­лиро­вание потреб­ностей уча­щихся в зна­ниях и моти­вов УД

Опреде­ление со­держания учебного материала

Орга­низа­ция УД уча­щихся по дос­тиже­нию целей (со­вмест­но с учащимися)

Кон­троль, регу­лиро­вание и кор­рекция образова-тельного про­цесса

Рефлексия резуль­татов УД уча­щихся и сво­ей педаго-гической дея­тель­ности

Осозна­ние целей и задач УД уча­щимися

Развитие и углубле­ние по­требно­стей и мо­тивов УД

Осмыс­ление соци­аль­ной, прак­тиче­ской и лично­стной значи­мости изу­чаемой темы

Воспри­ятие, ос­мысление, запомина­ние учеб­ного ма­териала, примене­ние зна­ний на практике и после­дующее их обоб­щение

Прояв­ление личностно-смыслового отно­шения к УД и – волевых усилий в про­цессе этой деятельности

Само-контроль и само­кор­рекция УД

Реф­лексия результатов УД, самого образовательного про­цесса и себя в нем

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

120

Однако в приведенной таблице 3 отсутствует сам ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, так в ней охарактеризованы отдельно действия учителя (деятельность - преподавание) и действия учащихся (учебная деятельность). Поэтому необходимо далее описать взаимодействие учителя и учащихся.

Фиксация этих признаков связана с некоторыми технологическими сложностями. Дело в том, что взаимодействие имеет информационный характер - личность и учителя, и ученика проявляется только в наблю­даемом вербальном и невербальном поведении, а педагогическое взаимодействие до настоящего времени рассматривается наукой как синкретное тление. К сожалению еще не выделены адекватные и удобные для науч­ной фиксации проявления этого взаимодействия.

Важно учитывать то, что взаимодействие участников - это целост­ное развивающееся явление.

Таблица 4