logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Идея рефлексивности

Реальным инструментом, позволяющим личности преодолеть опреде­ленные стереотипы и выйти в пространство новых смысловых ориентиров, является рефлексивное размышление. «То есть размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного «Я», на мир собственных смыслонесущих ценностей» (Лобок А.М. «Антропология мифа», М., С. 642).

Именно рефлексия позволяет ребенку оценить «что я был» и «что я стал». И от того, как инициируется и интенсифицируется интеллектуаль­ная и личностная рефлексия учащихся, будет зависеть формирование способности ребенка к самоизменению, самосовершенствованию, само­познанию и самовоспитанию.

Формирование рефлексивного сознания школьника связано с двумя типами новообразований. Первый тип — освоение новой предметности, новых пластов культуры. Для достижения этой цели разрабатываются но­вые и корректируются программы по русскому языку, математике, есте­ствознанию, изобразительному искусству, в основу содержания которых положена система научно-нормативных понятий.

Учебная деятельность строится в форме постановки и решения ими учебных задач. При решении таких задач учащиеся сначала овладевают содержательным общим способом, а затем его применяют к каждой част­ной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.

Второй тип новообразований связан с овладением различными формами учебного сотрудничества («ученик - ученик», «ученик - учи­тель», «ученик с самим собой»). Новое содержание должно быть вы­строено через взаимодействие учеников с учителем, друг с другом и вы

360

вступать как средство координации различных точек зрения при совмест­ном решении учебных задач.