logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.4. Идея рефлексивного подхода.

Как часто задумываемся мы над тем, почему нами так легко мани­пулируют? Нас скрыто лишают подлинного выбора, но выбираем мы якобы сами. Нас принуждают, но мы искренне считаем это собственным благом.

Что происходит?

Ранее мы отмечали (при этом ссылались на многочисленные иссле­дования), что ученик (учитель) является субъектом деятельности, жизне­деятельности, общения, самосознания. Но чаще всего в реальной практи­ке наблюдается манипуляция, для которой характерна имитация субъектности.

В чем же это проявляется?

Разрабатывается неочевидная для субъекта «технология» воздей­ствия, благодаря которой внешние влияния осознаются личностью как ее собственные, спонтанные, исходящие из глубины ее существа решения, мнения и поступки. Разумеется, непременным условием эффективности такого воздействия (манипуляции) становится неспособность человека отдать себе полный отчет о причинах своих поступков. Доминирование манипуляций в управлении поведением людей является паллиативом, скрыто фиксирующим не целостность личности, и в результате приводит к негативным последствиям, такому замещению личности человека, ко­торое выступает ложным подобием подлинного саморазвития.

Можно ли этого избежать?

Что делает человека способным осознавать причины своих по­ступков и поведения других людей?

Ответы на эти вопросы кажутся достаточно простыми.

Необходима РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА.