3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
Содержание этого параграфа позволит Вам:
- узнать о сущности понятия «образовательная технология»;
- познакомиться с классификацией современных образовательных технологий;
- прийти к пониманию того факта, что любая образовательная технология может быть и личностно-ориентированной, и личностно-отчужденной;
- определиться в своем отношении к образовательным технологиям.
Личностно-деятельностный подход к образовательному процессу возможно реализовать либо в случае полного изменения образовательного процесса, переведя его на свободную деятельность учащихся (что невозможно для массовой адаптивной школы), либо изменив парадигму образования, поставив в качестве ведущей цели - содействие раскрытию потенциала ученика, его реализации и развитию, и на этой основе перестроить воспитание и обучение, ориентируясь на развивающие образовательные технологии.
На первый взгляд личностно-деятельностный подход, определяемый нами в качестве ведущего в философии адаптивной школы, и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос — разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? А если учесть и высказывания западных исследователей менеджмента по поводу отмирания технологического подхода в будущем, то ставятся под сомнение попытки разработки и внедрения различных образовательных технологий.
Как поступить в этой ситуации?
244
Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности Образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов?
С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная Технология».
В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии. В переводе с греческого Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.
В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Технология - категория процессуальная: она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М. Чошанов).
Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии:
245
- процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся;
- совокупность приемов, методов;
- проектирование и организация процесса;
- наличие комфортных условий.
О С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса.
Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения.
Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением.
В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Таким образом, реализация подобной технологии призвана исключить манипуляцию учеником в образовательном процессе, обеспечить расширение его субъектных функций. Это достигается в том числе введением в технологические этапы цикла рефлексивного управления.
Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
246
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
В то же время возникает необходимость классификации существующих в современной образовательной практике технологий.
В педагогической литературе описано немало подходов к классификации образовательных технологий, которые получили широкое признание педагогов-практиков.
И все же мы сочли возможным представить собственную классификацию образовательных технологий.
Нами выделяются три группы образовательных технологий:
• технологии «традиционной школы»;
• технологии «школы развития»;
• технологии «школы социализации».
Разрабатывая свою классификацию мы исходили из следующих положений.
1. Давно замечено, что изменения в области естественных наук непосредственно влияют на изменения в философии, в психологии и педагогике; определяют появление стратегических направлений в них.
Давайте вспомним, что открытие законов механики в XVII веке привело в какой-то степени к «Великой дидактике» Я. Коменского. «Тележка» И. Ньютона и ученик Я. Коменского - объекты. И именно оттуда берет истоки объектная парадигма в психологии и педагогике.
В XIX веке ситуация в естественных науках кардинально изменяется. Так, на смену классической физике приходит релятивистская физика. Ив психологии и педагогике появляется новая парадигма - «субъектная». Можно допустить, что человек обладает субъектными свойствами и их нужно знать, чтобы хорошо ими манипулировать.
247
А в 70-е годы XX столетия - новый переворот в физике - синергетика, принципиально изменившая взгляды на человека и взаимодействие с ним. В психологии и педагогике получает распространение «субъектно-субъектная» парадигма, признающая уникальную ценность человека и допускающая только диалогические формы взаимодействия с ним.
2. Любая образовательная технология имеет свое философское обоснование.
Так, за технологиями «традиционной школы» стоит философская концепция Дж. Локка. Вспомните: «ребенок рождается как чистая доска, а жизнь пишет на ней свои письмена». Образовательные технологии «школы развития» предопределены философскими положениями Э.В. Ильенкова и др.
3. Все существующие образовательные технологии имеют психологические и педагогические основы.
В психологии сложилось несколько психологических теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий, теория алгоритмизации, теория содержательного обобщения. Кратко напомним их, воспользовавшись описанием их в учебном пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» (М.,1998).
Ассоциативно-рефлекторная теория
Эта теория опирается на основные представления об условно рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. Их суть состоит в том, что человеческий мозг обладаем способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными.
Усвоение знаний, формирование умений и навыков — процесс образования в сознании обучаемого различных ассоциаций:
- «локальных» или «однолинейных», представляющих связь между отдельными фактами (восприятиями);
- «частносистемных», приводящих от восприятии к представлениям и понятиям;
- «внутрисистемных», обеспечивающих систематизацию ассоциативных рядов в единую систему в пределах темы учебного предмета;
- «межсистемных» или «межпредметных» ассоциаций. Объединение ассоциаций в системы происходит в результате аналитико-синтетической деятельности, совершаемой познающим субъектом.
Утверждение ассоциативной психологией значимости частоты повторения для образования и упрочения ассоциаций явилось своеобразным
248
теретическим обоснованием требования заучивать материал путем многократного, механического повторения.
Приобретение знаний, развитие способностей (процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация.
Теория алгоритмизации
В начале 70-х годов Л.Н. Ланда предложил алгоритмизировать процесс обучения.
Алгоритм - правило (обратное утверждение неправомерно), предписывающее последовательность элементарных действий (операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются и исполняются всеми.
Алгоритм — система указаний (предписаний) о действиях, о том, кие из них и как надо производить.
Преимущество алгоритмизации обучения заключается в том, что является возможность формализации этого процесса и его модельного представления.
Теория поэтапного формирования умственных действии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
В основе теории лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее, умственное развитие, как и усвоение знаний, умений и навыков, происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные - интериоризируются. При этом они подвергаются обобщению. Вербализируются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему «утреннему развитию.
Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:
1) предварительное знакомство с действием, создание ООД. Происходит предварительное ознакомление с действием, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, система условий правильного его выполнения.
Различают несколько типов ООД: полный, неполный, инвариантный.
2) материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материализованное действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они получают и работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных
249
предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей и т.д., сверяя свои действия с ООД (инструкцией);
3) этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться;
4) этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным. Обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые моменты действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению;
5) этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план и необходимость во внешней опоре отпала.
Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
В основу этой концепции обучения положена гипотеза о ведущем роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения и формировании интеллекта.
Учебная деятельность субъекта представляется как познавательная построенная по теоретико-дедуктивному (в отличие от эмпирически индуктивного) типу. Реализация ее достигается формированием у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности.
Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым oбразом (построение его содержания) организует освоение обучаемым содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.
Понятие «субъект познания» выступает в этой теории как способность обучаемого овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение от абстрактного к конкретному. Иными словами, учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, метода теоретического познания.
Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии:
250
1) знакомство с предлагаемой преподавателем ситуацией математической, лингвистической или иной задачи, ориентирование в ней;
2) овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида;
3) фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели;
4) выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.
В качестве педагогических основ образовательных технологии нами выделяются известные педагогические концепции: теория урока Я.А. Коменского, культуросообразная теория И. Дистервега, антропологическая теория К.Д. Ушинского, теория программированного обучения, теория активизации учения школьников и др.
Кроме указания психологических и педагогических основ необходимо указывать роль учителя и ученика в образовательном процессе. Заметим, что в представляемой нами классификации все параметры трех «школ» («традиционной школы», «школы развития» и «школы социализации») указаны и в негативном аспекте. Это сделано умышленно с тем, чтобы обратить внимание читателя на необходимость их устранения с позиции философии адаптивной школы. Так, в приведенной классификации таблица 14) отсутствует блок так называемых личностно-ориентированных технологий. Мы полагаем, что, независимо от содержания любая технология, даже самая жестко алгоритмизированная, может быть личностно-ориентированной или личностно-отчужденной.
251
КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«ШКО-ЛА»
| ЦЕЛЬ ШКОЛЫ
| ЕСТЕСТ-ВЕННО- НАУЧ-НАЯ ОСНОВА | ФИЛОСО -ФСКИЕ ОСНОВЫ | ПСИХО-ЛОГИЧЕ- СКИЕ ОСНОВЫ | ПЕДАГО-ГИЧЕС-КИЕ ОСНОВЫ | РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
| РОЛЬ УЧЕНИ-КА | ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Традиционная школа «Школа знаний» Ребенок – носитель навыка
| Воспита-ние лич-ности с Заданны-ми свойст-вами. ЗУН ЗУН+ СУД
| «Класси-ческая меха-ника»
| Дж. Локк «Ребенок рождается с душой чистой как дос- ка»
| Ассо-циатив- но-реф- лектор- ная теория
| Педагогика Я. А. Коменского XVII в. (принципы: научности, наглядности, Природо-сооб-разности, после-дователь-ности, доступ-ности, сознательности, активнос-ти) | Умелец, знающий «как надо»
| Школяр жажду-щий делать «как надо, как полагается, как делают взрослые»
| 1. Технология объяснительно-иллюстративного обучения. 2. Лекционно-семинарско- зачетная система 3. Технология крупноблочного изучения (Эрдниев) 4. Технология перспективно-опережающего обучения (Лысенкова) 5. Технология на основе системы эффективных уроков (А. Окунев, К.Махова (химия), Т. Гончарова (история), В. Гербутов, Н. Палтышев (физика) |
ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||||||||
| ЗУН+ СУД Познава- тельные и твор-ческие способности. |
|
|
|
|
|
| 6. Технология проблемного обучения 7. Технология игрового обучения
|
| ЗУН+ СУД
|
|
| Ассоциации + дея- |
|
|
| 8. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного мате- |
252
|
|
|
| тель- ность |
|
|
| риала.
|
ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ | ||||||||
| ЗУН+ СУД
ЗУН + эстетически нравст-венное развитие
|
|
|
|
|
|
| 9. Технология внутриклассной дифференциации (Н. П. Гузик) 10. Технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов) 11. Технология поэтапного обучения физике (Н. И. Палтышев) 12. Технология уровневой дифференциации ПиканВ.В. 13. Интегральная технология (В. В. Гузеев) |
ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ | ||||||||
| ЗУН+ СУД
|
|
|
|
|
|
| 14. Адаптивная система обучения (А. С. Границкая) 15. Технология индивидуализирован-ного обучения (Инге Уит) 16. Технология обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В. Д. Шадриков) 17. Технология проектного обуче ния 18. Технология программированного обучения 19. Информационная технология обучения 20. Технология коллективного способа обучения (В. Дьяченко) 21. Технология модульного обучения 22. Технология проблемно-модульного обучения 23. Технология В. М. Монахова |
253
Школа развития
| Развитие ученика СУД Развитие Психических про-цессов. Общее развитие. Творческие способно сти
| Реляти вистская физика
| Гегель, Э. Иль- енков
| Дея- тельно- стная теория
Ассо циатив ное разви тие + деятель ность
| Песталоцци И., Дистер- верг А., К.Д. Ушин- ский
| Форми рует, лепит, выстраи вает общение с учени- ком, учебную деятель ность. Учитель ставит цель, ученик прини мает ее.
| Ребенок субъект учебной деятель ности (но не полно стью) (манипу ляция).
| 24. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова 25. Система развивающего обучения В. Занкова 26. Технология технического творчества (ТРИЗ, Апьтшуллер Г.) 27. Технология творческого развивающего обучения (И. П. Волков) 28. Технология воспитания общественного творчества (И. П. Иванов) (КТД) 29. Система музыкально- творческого образования (Д. Кобалевского) 30. Система художественного воспитания (Неменского) 31. Система формирования литературного творчества (В. Левина) |
ШКОЛА СОЦИАЛИЗАЦИИ | ||||||||
Школа социа- лиза- ции
| Овладе-ние куль-турой общест-ва, адапта-ция в нем
| Толстой Л. Бахтин М.
| Ассо- циатив- но-реф- лектор- ная дея- тель- ность
|
|
| Автор
Автор
| Автор
Автор
| 32. Технология коммуникативного обучения ино-язычной культуре (Е. И. Пасов) 33. Технология «диалога культур» 34. Технология М. Монтессори 35. Игровые технологии, ори-ентированные на социализацию личности 36. Технология свободного труда (С. Френе) 37. Технология мастерских 38. Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили 39. Система Е. П. Ильина 40. Вальдорфская педагогика |
254
Главное состоит в том, чтобы обеспечить актуализацию личностного смысла ребенка в образовательном процессе, обеспечить воспроизведение субъектного опыта учащихся и его включение в содержание образовательного процесса. И тогда в рамках любой технологии ребенок будет реализовывать свои субъектные функции.
Но каким образом это можно сделать?
В этой связи нам представляется (как уже отмечалось), что введение цикла рефлексивного управления в любую технологию позволит сделать обучение личностно значимым для большинства учащихся.
Рассмотрим технологию рефлексивного управления учебной деятельностью школьника (разработана и апробирована аспиранткой Л.В. Верзуновой). Эта технология представлена в таблице 15.
Таблица 15
Технология рефлексивного управления учебной деятельностью школьника
Название этапа
| Условия учебной деятельности | Содержание взаимодействия
| Результат учебной деятельности
|
Изучение субъектного опыта посредством создания проблемно- конфликтных ситуаций
| 1. Постановка проб-лемной ситуации. 2. Актуализация субъектного опыта учащихся
| 1. Анализ своего опыта. 2. Уяснение контекста обучения. 3. Формулирование цели и проблемы
| 1. Генерирование информации об интересах разных групп учащихся, их субъектном опыте. 2. Согласование субъектного опыта (прежде всего интересов) учащихся с целями образовательного процесса |
Рефлексия постановки проблемы. Выдвижение гипотез
| Обучение самостоятельному выявлению затруднений как проблем посредством рефлексии
| 1. Установление причин возникновения проблем. 2. Оценка наличия необходимых знаний для решения проблемы. 3. Поиск и оценка идей, реализация которых позволит решить выявленные проблемы. 4. Анализ прежнего опыта в рефлексивной позиции | 1. Постановка конкретных целей и освещение основных направлений их достижения. 2. Установление соответствия предложенных идей эффективности решения выделенных проблем
|
Конструирование последовательности действий. Определение критериев успешности выполнения дея- | 1. Обучение построе-нию планов деятельности с максимальным использованием своих воз- | 1. Определение состава будущих действий. 2. Прогнозирование результатов | Формулирование целей учебного занятия в действиях учащихся
|
255
тельности.
| можностей. 2. Расширение субъектных функций учащихся. |
|
|
Рефлексия построения плана будущей работы. Рефлексия определения критериев успешности. Выполнение учебных действий | 1. Расширение субъектных функций учащихся. 2. Совершенствование умений самоуправления школьников в учебной деятельности | 1. Оценивание плана предстоящей работы с точки зрения значимости его структурных элементов. 2, Проработка учебной информации | Согласование плана будущей работы с развитием представлений о себе
|
Рефлексия учебных действий. Образование новых способов учебных действий. Положительная обратная связь
| 1. Обеспечение осмысления учащимися методов, способов и средств исследования. 2. Получение сведений относительно личности школьника и способах воздействия на него | 1. Усвоение способов и средств, которые способствовали выполнению учебных действий. 2. Анализ своей позиции в принятии информации
| 1. Высокая степень овладения субъектными функциями. 2. Наблюдение за мыслительными операциями, сравнение себя с другими людьми и самим собой на разных этапах работы |
Коррекция выполнения учебных действий. Рефлексия коррекции учебных действий. Взаимооценка и самооценка. Рефлексия взаимооценки и самооценки
| 1. Внесение изменений в содержание, источники, средства, формы и методы обучения. 2. Развитие способности учащихся к оценочным действиям. | 1. Анализ причин появившихся затруднений и необходимости коррекции. 2. Ликвидация недостатков. 3. Анализ собственной деятельности и поведения. 4. Активное слушание и рецензирование ответов других учащихся. | Устранение причин выявленных недостатков
|
Системная рефлексия класса
| 1. Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности и поведения, взаимодействия друг с другом и учителем. 2. Отработка и | Реализация позиции «самоуправления» как самовоздействия на процесс использования своего потенциала
|
|
256
| закрепление у обучающихся навыков комплексного рефлексивного анализа |
|
|
Классификация образовательных технологии представлена нами в таблице 15.
Далее подробно рассмотрим те технологии, которые могут быть реализованы в условиях классно-урочной системы.
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы