logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода

«В ходе анализа индивидуального учебного плана общеобразова­тельной адаптивной школы мы стремились ответить на ряд вопросов: 1) выдерживаются ли гигиенические нормы учебной нагрузки? 2) сохранен ли базисный государственный компонент в учебном плане школы? 3) ка­ково соотношение профильного и базисного образования?

Учебный план отрабатывался в течение двух лет. Исходя из того, что в школе введены 40-минутные уроки, мы пришли к выводу, что учеб­ный план с увеличенной сеткой часов при этом дает возможность боль­шей вариативности в их распределении на предметы, введения новых дисциплин, курсов по выбору. Переход на такие уроки в начальной школе дал возможность применения педагогических технологий более частой смены деятельности младших школьников, что так необходимо, исходи из психологических особенностей их возраста. Такой подход позволил также чередовать «сложные предметы» и предметы, обеспечивающие эмоциональную разгрузку: «Музыка», «Хореография», «Изобразительное искусство», «Хор» и др.

Выделим особенности учебного плана адаптивной школы.

В модуле «Начальная школа»:

• введение курсов по выбору по математике и русскому языку в 1—3-х классах;

• увеличение числа часов на изучение русского языка и матема­тики в классах эстетической направленности;

136

- введение курса «Искусство и культура» в 2-х - 3-х классах эстети­ческой направленности за счет дополнительных платных услуг;

- введение часов ритмики и свободного развития;

- увеличение числа часов на изучение русского языка и математики в 3-м классе коррекционно-развивающего обучения;

- введение часов в классе коррекционно-развивающего обучения на коррекцию недостатков развития школьников.

В модуле «Основная школа»:

5-е классы

- введение (факультативных занятий по математике и русскому языку;

- введение интегрированного курса «Искусство и культура»;

- введение курса «Валеология»;

- введение курса «Экология».

6-е классы:

- введение факультативных занятий по математике и русскому языку;

- введение интегрированного курса «Искусство и культура»;

- введение курса «Валеология»:

- введение курса «Психология общения».

7-е классы:

- введение факультативных занятий по математике и русскому языку;

- введение, интегрированного курса «Искусство и культура»;

- введение курса «Валеология»;

- введение курса «Психология общения».

8-е классы

Образовательный процесс строится по двум учебным планам: базо­вой общеобразовательной подготовки и профильного обучения (физико-математический класс).

Особенности учебного плана классов базовой общеобразовательной под­готовки:

–– введение факультативных занятий по русскому языку;

— введение курса «Валеология»;

— введение интегрированного курса «Искусство и культура»;

Особенности учебного плана физико-математического класса:

— увеличение на 3 часа математики за счет часов факультативных занятий;

— введение курса «Информатика»;

137

В модуле «Старшая школа»

9-е классы

Образовательный процесс строится по трем учебным планам: базо­вой общеобразовательной подготовки, физико-математического и архи­тектурного классов.

Особенности учебного плана классов базовой общеобразовательной под­готовки:

- введение факультативных занятии по русскому языку и литера­туре, английскому, немецкому и французскому языкам;

Особенности учебного плана физико-математического класса:

- увеличение на 3 часа математики за счет факультативных занятий;

- увеличение на 1 час физики;

Особенности учебного плана архитектурного класса:

10-е классы

Образовательный процесс строится по четырем учебным планам: общеобразовательных, физико-математического, архитектурного и гуманитарного классов.

Учебный план классов общеобразовательной подготовки соответствует государственному учебному плану общеобразовательных школ.

Особенности учебного плана физико-математического класса:

• увеличение на 3 часа математики за счет часов факультативных занятий;

• увеличение на 1 час информатики;

• увеличение на 3 часа физики;

• увеличение на 1 час химии.

Особенности учебного плана архитектурного класса:

• увеличение на 1 час математики;

• увеличение на 1 час информатики;

• введение курса «Изобразительное искусство» (2 часа);

• введение курса «История искусств» (1 час);

• введение курса «Проектирование» (1 час);

138

• введение курса «Макетирование объемно-пространственных композиций» (2 часа).

Особенности учебного плана гуманитарного класса:

• увеличение на 2 часа словесности;

• введение курса «Психология общения».

11-е классы

Построение образовательного процесса планируется по четырем учебным планам: общеобразовательных, физико-математического, архитектурного и гуманитарного классов.

Учебный план классов общеобразовательной подготовки соответствует государственному учебному плану общеобразовательных школ.

Особенности учебного плана физико-математического класса:

- увеличение на три часа математики;

- увеличение на два часа физики;

- увеличение на 1 час информатики;

- увеличение на 1 час словесности.

Особенности учебного плана архитектурного класса:

- увеличение на 1 час математики;

- увеличение на 1 час информатики;

- введение курса «Изобразительное искусство»;

- введение курса «Проектирование» (1 час);

- введение курса «Макетирование объемно-пространственных композиций» (2 часа).

На втором уровне образовательного процесса ведущую роль игра­ют руководители школы, ибо они обязаны сдавать вышестоящим органам управления образования план своего образовательного учреждения. Но без анализа образовательных потребностей населения и, прежде всего, самих детей, они не смогут принять грамотного управленческого реше­ния. Только на этой основе может быть создан специфический учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, их родителей, учителей. Именно этим сегодня определяется лицо школы.

Во всей этой работе учителя принимают активное участие: в выра­ботке стратегии развития школы через дифференциацию содержания об­разования, разработке новых курсов, изучении склонностей и интересов школьников.

К

Роль ученика в разработке учебного плана школы (моделировании образовательного процесса на втором уровне) является определяющей.

акова же роль ученика в принятии этих решений?

139

Каждый ученик должен помочь себе в выборе своего пути дальнейшего развития. А для этого ему необходимо разобраться в своих склонностях и интересах. В этой связи целесообразно было бы ввести в школах курс «Познай себя», изучая который учащиеся постепенно могли бы самоопределяться.

Кроме того, в школе должны быть курсы по выбору, различные секции, кружки, общества и т.п., где бы каждый ученик мог попробовать себя найти.

Итак, на втором уровне управление образовательным процессом осуществляется через его содержание.

2.3.2. Моделирование содержания образования на уровне учебного предмета.

Учебный план школы наполняется учебными предметами, программы для которых сейчас представляются в форме основного содержания областей знаний и требований к уровню обязательной подготовки учащихся. Поэтому на данном уровне идет КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПЕРВОГО (ТЕОРЕТИЧЕСКОГО) УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, так как он наполняется конкретным содержанием учебного курса в программах.

Важное место на этом уровне занимают государственные образовательные стандарты (которые пока имеют место в виде минимальных требований к содержания), конкретизирующие «Базисный учебный план».

Государственные образовательные стандарты определяют - на уровне предъявления и на уровне освоенности - нижнюю планку содержания и тем самым некоторым образом его упорядочивают, оставляя в то же время учителю достаточное пространство свободы: внутри стандарта и за пределами стандарта он как угодно свободен.

Государственные стандарты должны быть поняты и хорошо осмыслены учителями. Самое главное состоит в том, чтобы учитель цело­стно представлял себе структуру изучаемого предмета в форме государ­ственных образовательных стандартов. Основу осмысления учебного предмета составляет понимание учителем двух важных факторов:

• Фактически все стандарты имеют некоторое общее содержание, единое дидактическое основание, которое условно Е.В. Бондаревская называет дидактическим стандартом.

• Изучаемая дисциплина построена на содержательных (стерж­невых) линиях.

Остановимся более подробно на дидактическом стандарте. Что он собой представляет?

140

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ - это система общих ориентиров, определяющих построение предметного содержания.

Дидактический стандарт растворен в предметных стандартах. Обратимся к критериям дидактического стандарта, четко сформулированным Е.В. Бондаревской.

А) Деятельностный характер нового содержания - приоритет способам деятельности (знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности - значительно медленнее).

Б) Наличие в содержании так называемых интеллектуальных технологий -общих интеллектуальных умений.

В) Концептуальный уровень содержания - действующее содержание яв­ляется слишком эмпирическим, перенасыщенным фактическим мате­риалом (десятки и сотни формул в курсе химии, физики: десятки и сотни названий живого организма в курсе биологии.). Выход - высо­кий уровень обобщения, перевод содержания с эмпирического уровня на концептуальный. Например, в традиционном русском языке поста­новка фактически одной и той же запятой рассматривается в процессе изучения однородных второстепенных членов предложения, однород­ных подлежащих, однородных сказуемых, по существу таких же «од­нородных» словосочетаний, оборотов, простых и придаточных пред­ложений и т.д. Постановка запятой изучается в рамках узкой темы и различных грамматических правил, тогда как постановка запятой во всех указанных случаях подчинена единому закону однородности, следовательно, он и должен быть положен в основу изучения запятой.

Г) Соответствие содержания уровню научно-технического прогресса и его опережающий характер. Не увеличение объема содержания, а учет направлений прогресса:

- информатизация содержания (кодирование информации в раз­личных областях). Цель - восприятие мира как единого инфор­мационного поля;

- математизация содержания - использование математических методов в лингвистике, спецкурс «Математика и живопись», Математика - как всеобщий язык науки. Иными словами мате­матика рассматривается как средство образования вообще. I.) Проблемный характер содержания. Известно, что учебные курсы по­строены на тематической основе, вследствие чего обучение растянуто. Этот критерий предполагает вычленение в учебном курсе не учебных тем, а проблем и их последовательное расположение по степени их сложности. В этом случае ему задается принципиально иная страте­гия. Действующая система обучения предписывает, предположим изучение творчества С,.Есенина и творчества Н. Рубцова в разных те-

141

мах и в разное время, проблемное же построение программы почти наверняка соединит поэтов в одном процессе, если, допустим, будет вычленена к изучению проблема малой родины.

Е) Интегрированный характер содержания. Интегрирующим фактором могут быть способы деятельности учащихся, эмоционально-образный компонент, экологическое содержание и др.

Ж) Включение в содержание субъектного опыта учащихся.

В

Таким образом, содержательные линии выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь «стержнем», «осью» этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы «сшивают» узлы знаний (учебные темы) в единую систему.

едущие стержневые идеи учебного предмета
- это такие положения (понятия, законы, принципы, теории, методы наук), которые выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Эти идеи являются «эвристическими» вехами в овладении предметным содержанием.

Стержневые идеи учебных предметов :

- организуют вокруг себя содержание учебного предмета и отражают его специфику;

- являются основой формирования у школьников научного миро воззрения;

- выступают в сознании школьников как опорные пункты, вехи, вокруг которых группируется учебный материал;

- служат своего рода указателями направлений синтеза разносистемных знаний (Г.С. Костюк, Ж. Пиаже).

Ведущие идеи учебного предмета «пронизывают» содержание его учебных тем и посредством преломления через их основные положение материализуются в учебном процессе, от темы к теме ОБОГАЩАЮТСЯ, УГЛУБЛЯЮТСЯ, РАЗВИВАЮТСЯ и получают в сознании учащихся при изучении последней темы учебного предмета определенную логическую завершенность.

Стержневые идеи учебных предметов могут быть объединены еще более общими идеями, пронизывающими содержание целого ряда учебных предметов и наук. Это, как правило, фундаментальные идеи, которые служат не только остовом отдельных теорий, но и объединяют их, образуя целые области знаний. Более того, имеются и такие идеи, которые лежат в основе всей науки. Так, например идея отражения придала кон-

142

цептуально-системный характер такому множеству областей знаний, как биология, психология, эстетика, этика и т.д. и т.п. (Г.Ф. Федорец).