3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Образовательные задачи этапа
1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
3. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения.
Содержание этапа учебного занятия
1. Сообщение темы учебного занятия.
2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
5. Актуализация субъектного опыта школьников.
Ранее мы уже отмечали, что структуру субъектного опыта составляют Личностные смыслы, ценностные отношения, знания и способы деятельности учащихся. Традиционно учителя всегда на этом этапе (его еще называют этапом подготовки учащихся к деятельности на основном этапе учебного занятия) обеспечивают воспроизведение учащимися знаний и умений учащихся, на базе которого будет выстраиваться новое содержание. Без такой работы невозможно обеспечить развитие у школьников систематичности и системности знаний.
В рамках личностно-деятельностного подхода только актуализации знаний и умений учащихся явно недостаточно. Известно, ученик осознанно усваивает только те научные знания, которые приобретают для него личностный смысл. Но чтобы такой смысл появился к изучаемому знанию необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребенка и его ценностным отношениям в аспекте изучаемой темы. В этой связи становится важным актуализация целостного субъектного опыта учащихся, безусловно на данном этапе практически «не онаученного».
Заметим, что такой многоликий опыт ребенка ни в коем случае не должен игнорироваться в образовательном процессе. На одном из занятий учитель предложил на данном этапе нарисовать черепаху, так как представляют себе ее дети и записать все, что они о ней знают. В процессе обсуждения сделанных учащимися записей, оказалось, что они фиксировали не только свои знания о разных сторонах жизни черепахи, ее строении, но и свои эмоциональные впечатления: «Мне всегда радостно смотреть на черепах», «Они такие красивые» и др. Благодаря этим высказываниям на учебном занятии учителю удалось определить и ценностные отношения учащихся.
191
Актуализация многостороннего субъектного опыта учащихся предполагает поиск учителем различных педагогических техник работы с эти опытом. Некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Показатели выполнения образовательных задач
1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.
4. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия.
5. Формулирование целей в действиях учащихся.
6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.
Условия выполнения образовательных задач
1. Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого материала для учащихся и фиксация этого в поурочном плане.
Необходимость осуществления целеполагания на учебном занятии мы уже обосновывали, ибо не может быть ни деятельности учителя, ни деятельности учащихся без цели. В противном случае мы будем наблюдать лишь отдельные, зачастую слабо связанные с друг другом действия.
Приступая к учебному занятию, важно определить, чем будет отличаться класс, в частности конкретный ученик «А», в конце учебного занятия от класса и школьника «А» в начале урока.
Нет надобности выдумывать многообразные цели учебного занятия, следует отчетливо представлять себе, как они будут естественно реализовываться.
2. Умение учителя формулировать цели учебного занятия в действиях школьников.
Цели учебного занятия необходимо сформулировать в действиях учащихся и желательно вместе с ними. Этот факт является на сегодняшний день общепризнанным.
3. Владение учителем многообразием приемов актуализации личностных смыслов учащихся, их ценностных отношений к окружающей действительности.
4. Использование учителем многообразных приемов актуализации опорных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета.
192
Умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для работы на главном этапе учебного занятия, в виде разнообразных структурно-логических схем.
Под структурно-логическими схемами понимается совокупность вопросов (заданий), понятий, положений и др., расположенных в определенной логической связи, в соответствии с которой целостно раскрывается структура знаний или деятельности по отношению к поставленной цели (Л.М. Перминова).
Структурно-логические схемы, необходимы прежде всего, всем ученикам, но в разной степени. Способным и хорошо успевающим детям они помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся схемы помогают ориентироваться в научной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора - это знания для зоны его ближайшего развития.
А что дают структурно-логические схемы учителю?
Они помогают учителю систематизировать имеющийся фонд предметных научных знаний, осуществить индивидуальный подход к ученику, так с помощью этих схем педагог может поставить педагогический диагноз учебных затруднений школьников, установить характер их пробелов в знаниях, в целом в образованности.
Всем типам структурно-логических схем (методическим, дидактико-методическим, дидактическим) присущи следующие функции:
- онтологическая - знание о знании;
- ориентировочная;
- контроль;
- самоконтроль.
П Географическое положе-ние Рельеф, геологическое строение Кли-мат Внут-рен-ние воды Природные зоны (почвы, раститель-ный и животный мир Хозяйственная деятель-ность человека
6. Понимание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно организовать собственную учебную деятельность и оценить ее результаты.
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа
1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
2. Сообщение цели в виде проблемного задания.
3. Указание целей учебного занятия на специальном стенде «Что сегодня на учебном занятии?» либо в технологической карте.
4. «Ассоциативный ряд».
Учитель пишет на доске какое-нибудь слово (или название темы) Учащимся предлагается записать на отдельных листочках ассоциации, которые у них возникли в связи с представленным на доске словом. Далее учитель собирает листочки с ассоциациями и в совместной с учащимися деятельности анализирует написанное. В результате такого анализа появляется либо структурно-логическая схема, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся, либо по совпадению ассоциаций определяется обобщенный образ темы (субъектный опыт учащихся). Такая работа позволяет учителю и учащимся не только провести классификацию имеющихся у школьников представлений, но и спланировать изучение новой темы с учетом имеющегося у детей субъектного опыта.
5. Использование результатов предварительного социологического опроса.
Эта педагогическая техника используется на учебных занятиях по так называемым социальным предметам (истории, географии, экономике и др.). Ученики под руководством учителя разрабатывают вопросы и проводят социологический опрос учащихся, учителей, родителей и др. Например, после изучения темы «Великая отечественная война 1941-45 гг.) на уроках истории школьники провели социологический опрос представителей разных возрастных групп населения. Опрос включал следующие вопросы: «Что такое фашизм?», «Каковы социальные и экономические предпосылки возникновения фашизма?», «Возможен ли в современных условиях приход фашизма к власти?».
Анализ результатов социологического опроса позволил учителю совместно с учащимися определить цели и план учебного занятия по обобщению и систематизации.
6. Постановка цели по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.
7. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия.
194
8. «Составление карты мыследеятельности».
9. «Метод целесообразных задач».
10. «Нарисуй картину».
Учитель называет тему. Разбивает учащихся на гетерогенные группы по четыре человека с помощью цветных фишек (красные, желтые, синие, зеленые, черные, белые). Каждой группе в течение 7 минут предлагается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует названной теме.
Короткий промежуток времени, отведенный на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи.
Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на общее обсуждение. Поясняют их. Ключевые слова группового обсуждения фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала
11 .«Мозговая атака».
12. «Постановка привлекательной цели».
13. В начале учебного занятия дается загадка, отгадка к которой будет дана при работе над новым материалом.
14. Дополнение реальной ситуации фантастикой.
15. «Разброс вопросов».
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы