logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

3. Этап актуализации субъектного опыта уча­щихся

Образовательные задачи этапа

1. Обеспечить мотивацию учения школьников.

2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по оп­ределению целей учебного занятия.

3. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения.

Содержание этапа учебного занятия

1. Сообщение темы учебного занятия.

2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

5. Актуализация субъектного опыта школьников.

Ранее мы уже отмечали, что структуру субъектного опыта состав­ляют Личностные смыслы, ценностные отношения, знания и способы деятельности учащихся. Традиционно учителя всегда на этом этапе (его еще называют этапом подготовки учащихся к деятельности на основном этапе учебного занятия) обеспечивают воспроизведение учащимися зна­ний и умений учащихся, на базе которого будет выстраиваться новое со­держание. Без такой работы невозможно обеспечить развитие у школьни­ков систематичности и системности знаний.

В рамках личностно-деятельностного подхода только актуализации знаний и умений учащихся явно недостаточно. Известно, ученик осоз­нанно усваивает только те научные знания, которые приобретают для не­го личностный смысл. Но чтобы такой смысл появился к изучаемому знанию необходимо обратиться к уже имеющимся личностным смыслам ребенка и его ценностным отношениям в аспекте изучаемой темы. В этой связи становится важным актуализация целостного субъектного опыта учащихся, безусловно на данном этапе практически «не онаученного».

Заметим, что такой многоликий опыт ребенка ни в коем случае не должен игнорироваться в образовательном процессе. На одном из заня­тий учитель предложил на данном этапе нарисовать черепаху, так как представляют себе ее дети и записать все, что они о ней знают. В процес­се обсуждения сделанных учащимися записей, оказалось, что они фикси­ровали не только свои знания о разных сторонах жизни черепахи, ее строении, но и свои эмоциональные впечатления: «Мне всегда радостно смотреть на черепах», «Они такие красивые» и др. Благодаря этим выска­зываниям на учебном занятии учителю удалось определить и ценностные отношения учащихся.

191

Актуализация многостороннего субъектного опыта учащихся предполагает поиск учителем различных педагогических техник работы с эти опытом. Некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Показатели выполнения образовательных задач

1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности.

2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия.

4. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного за­нятия.

5. Формулирование целей в действиях учащихся.

6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной зна­чимости изучаемого материала.

7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.

Условия выполнения образовательных задач

1. Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого материала для учащихся и фиксация этого в поурочном плане.

Необходимость осуществления целеполагания на учебном занятии мы уже обосновывали, ибо не может быть ни деятельности учителя, ни деятельности учащихся без цели. В противном случае мы будем наблюдать лишь отдельные, зачастую слабо связанные с друг другом действия.

Приступая к учебному занятию, важно определить, чем будет от­личаться класс, в частности конкретный ученик «А», в конце учебного занятия от класса и школьника «А» в начале урока.

Нет надобности выдумывать многообразные цели учебного заня­тия, следует отчетливо представлять себе, как они будут естественно реализовываться.

2. Умение учителя формулировать цели учебного занятия в действиях школьников.

Цели учебного занятия необходимо сформулировать в действиях учащихся и желательно вместе с ними. Этот факт является на сего­дняшний день общепризнанным.

3. Владение учителем многообразием приемов актуализации личностных смыслов учащихся, их ценностных отношений к окружающей дейст­вительности.

4. Использование учителем многообразных приемов актуализации опор­ных знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей, ведущих принципов построения учебного предмета.

192

Умение учителя представлять основное содержание учебного мате­риала, необходимого для работы на главном этапе учебного занятия, в виде разнообразных структурно-логических схем.

Под структурно-логическими схемами понимается совокупность вопросов (заданий), понятий, положений и др., расположенных в определенной логической связи, в соответствии с которой целостно раскрывается структура знаний или деятельности по отношению к поставленной цели (Л.М. Перминова).

Структурно-логические схемы, необходимы прежде всего, всем ученикам, но в разной степени. Способным и хорошо успевающим детям они помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся схемы помогают ориенти­роваться в научной информации, структуре знаний, их систематизации; спо­собствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспеваю­щим ученикам структурно-логические схемы необходимы как логическая опора - это знания для зоны его ближайшего развития.

А что дают структурно-логические схемы учителю?

Они помогают учителю систематизировать имеющийся фонд предметных научных знаний, осуществить индивидуальный подход к ученику, так с помощью этих схем педагог может поставить педагогиче­ский диагноз учебных затруднений школьников, установить характер их пробелов в знаниях, в целом в образованности.

Всем типам структурно-логических схем (методическим, дидактико-методическим, дидактическим) присущи следующие функции:

- онтологическая - знание о знании;

- ориентировочная;

- контроль;

- самоконтроль.

П

Географическое положе-ние

Рельеф, геологическое строение

Кли-мат

Внут-рен-ние воды

Природные зоны (почвы, раститель-ный и животный мир

Хозяйственная деятель-ность человека

риведем пример структурно-логической схемы ориентации в объ­екте, позволяющей учащимся не только актуализировать свои опорные знания, но и сформулировать цели и план изучения темы.

6. Понимание школьниками того, что без четко поставленной цели труд­но организовать собственную учебную деятельность и оценить ее ре­зультаты.

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа

1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сооб­щением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания.

3. Указание целей учебного занятия на специальном стенде «Что сегодня на учебном занятии?» либо в технологической карте.

4. «Ассоциативный ряд».

Учитель пишет на доске какое-нибудь слово (или название темы) Учащимся предлагается записать на отдельных листочках ассоциации, которые у них возникли в связи с представленным на доске словом. Далее учитель собирает листочки с ассоциациями и в совместной с учащимися деятельности анализирует написанное. В результате такого анализа появ­ляется либо структурно-логическая схема, позволяющая классифициро­вать ассоциации учащихся, либо по совпадению ассоциаций определяется обобщенный образ темы (субъектный опыт учащихся). Такая работа по­зволяет учителю и учащимся не только провести классификацию имею­щихся у школьников представлений, но и спланировать изучение новой темы с учетом имеющегося у детей субъектного опыта.

5. Использование результатов предварительного социологического опроса.

Эта педагогическая техника используется на учебных занятиях по так называемым социальным предметам (истории, географии, экономике и др.). Ученики под руководством учителя разрабатывают вопросы и проводят со­циологический опрос учащихся, учителей, родителей и др. Например, после изучения темы «Великая отечественная война 1941-45 гг.) на уроках истории школьники провели социологический опрос представителей разных возрас­тных групп населения. Опрос включал следующие вопросы: «Что такое фашизм?», «Каковы социальные и экономические предпосылки возник­новения фашизма?», «Возможен ли в современных условиях приход фа­шизма к власти?».

Анализ результатов социологического опроса позволил учителю совместно с учащимися определить цели и план учебного занятия по обобщению и систематизации.

6. Постановка цели по структурно-логической схеме изучения явлений, процессов и др.

7. Постановка целей через показ конечных результатов учебного заня­тия.

194

8. «Составление карты мыследеятельности».

9. «Метод целесообразных задач».

10. «Нарисуй картину».

Учитель называет тему. Разбивает учащихся на гетерогенные груп­пы по четыре человека с помощью цветных фишек (красные, желтые, си­ние, зеленые, черные, белые). Каждой группе в течение 7 минут предла­гается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует названной теме.

Короткий промежуток времени, отведенный на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи.

Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на общее об­суждение. Поясняют их. Ключевые слова группового обсуждения фикси­руются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала

11 .«Мозговая атака».

12. «Постановка привлекательной цели».

13. В начале учебного занятия дается загадка, отгадка к которой будет да­на при работе над новым материалом.

14. Дополнение реальной ситуации фантастикой.

15. «Разброс вопросов».