logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.

41

Рефлексивная культура характеризуется:

• готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;

• умениями обретать новые смыслы и ценности;

• умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;

• умениями ставить и решать неординарные практические задачи.

Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее способность работать в условиях неопределенности.

Если гуманитарно-культурологический и личностно-деятельностный подходы задают новую содержательную ориентацию образовательного процесса, то рефлексивный подход указывает на механизм их реализации. Без рефлексивной культуры невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьника к саморазвитию.

Пристальное внимание феномену рефлексии представителей различных областей научного знания детерминировано развитием общественной жизни, ростом самостоятельности человека, потребностью личности в понимании, оценке самой себя и т.п.

В психологических исследованиях экспериментально установлено, что при создании условий для интенсификации рефлексии успешность решения субъектом разнообразных задач значительно возрастает.

Что же представляет собой феномен «рефлексия», о котором так много пишут и говорят ученые и практики?

Популярность рефлексии подчеркивается и тем, что в качестве одного из обязательных этапов любого учебного занятия на каждой ступени непрерывного образования называется рефлексия. В этой связи следует остановиться более подробно на трактовке рефлексии и механизмах ее осуществления.

В отечественной психологической литературе существует множество разнообразных определений и характеристик понятия «рефлексия». Не утомляя читателей изысканиями в области многочисленных исследований рефлексии, представим далее три группы определений в соответствии с тремя методологическими ориентациями: естественнонаучной, инженерно-деятельностной и гуманитарно-культурологической.

Достаточно типичным для естественнонаучной ориентации является определение рефлексии либо как натурального свойства психики человека, либо как механизма обратной связи. Так, согласно Ю.Н. Кулюткину, рефлексия – «процесс отображения одним человеком (учителем) «внутренней картины мира» другого человека (ученика)» (14. С. 16). Но в этом

42

случае теряется качественная специфика рефлексии как отличительного свойства собственно человеческой психики.

В рамках инженерно-деятельностной ориентации акцент переносится на обоснование механизма рефлексии в виде модели «выхода» за пределы содеянного с целью построения точек опоры для дальнейшей деятельности. Данная ориентация представлена следующими трактовками понятия «рефлексия»:

• осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изме­нение (В.В. Давыдов, А.3. Зак, Г.А. Голицын, Е.И. Машбиц и др.);

• акт (процесс) установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями - действиями, средствами и т.п. (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.);

• выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта (О. С. Анисимов, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий и др.).

В рассмотренных подходах к определению рефлексии отсутствует личностно-смысловая обусловленность мышления, деятельности личности.

Психологические исследования гуманитарно-культурологической ориентации трактуют рефлексию как «переосмысление и перестрой­ку субъектом содержания своего опыта, которые отражают про­блемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отноше­ние его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещно-экологическому окружению» (34. С.14).

В русле данной ориентации объясняется культивирование субъек­том собственной индивидуальности посредством постоянной рефлексии способов самооопределения и саморазвития в контексте формируемых в культуре идеалов и ценностей.

В целом, всеми психологами, исследующими феномен рефлексии, отмечается ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизне­деятельности: во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, де­лает человека (социальную систему) субъектом своей активности.

В системе «учитель - ученик» возникает необходимость учета спе­цифики проявления рефлексии на каждом школьном возрастном этапе. В психологических исследованиях выделяют четыре сферы существова­ния рефлексии:

43

- мышление, направленное на решение задач (как проблемно- конфликтных ситуаций), нуждается в рефлексии как переосмыслении собственных действий;

- деятельность, в которой фиксируется установка на кооперирование и взаимоподдержку;

- общение подразумевает доступность собственного опыта человека для Другого и открытость опыта Другого для себя;

- самосознание, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не-Я».