logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Системы действий учителя и учащихся

Этапы Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Этап «Вызов» актуализация субъектного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях познава­тельный объект так, как вы его се­бе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о

1. Каждый в тетради рисует по­знавательный объект так, как его себе представляет.

2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познава-

305

познавательном объекте.

3. В тетради нарисуйте таблицу

(«маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

4. В левой колонке таблицы запи­шите все, что вы знаете о позна­вательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о

познавательном объекте?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка табли­цы маркируется словом «Знаю».

тельным объектом.

3. Рисуют маркировочную таб­лицу.

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы марки­руется словом «Знаю». Допол­няют записи в левой колонке таблицы.

Этап

«Осмысле­ние»

1. Предлагает учащимся класси­фицировать записанные на доске знания по каким-либо основани­ям.

2. На доске оформляется струк­турно-логическая схема (в соот­ветствии с проведенной класси­фикацией).

1. Предлагают основания для

классификации полученных об объекте сведений.

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап «Чтение с помет­ками»

1. Предлагает каждому ученику текст.

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не бо­лее 10 минут).

Пометки:

«V» - «знаю»;

«-» - «противоречит моим пер­воначальным представлениям»;

«?» -«хочу узнать»;

«+» - «это для меня новое».

3. Предлагает учащимся продол­жить работу с маркировочной таблицей индивидуально.

Маркирует две оставшиеся ко­лонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».

4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей ко­лонке в ходе самостоятельной ра­боты.

Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое».

5. Предлагает учащимся обсудить

1. Получают распечатку текста.

2. Читают тест и на полях делают предложенные учителем по­метки.

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таб­лицу в соответствии со сделан­ными в тексте пометками.

4. Участвуют в обсуждении.

5. Участвуют в обсуждении.

306

данные, записанные ими само­стоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

6. Задает по ходу обсуждения во­просы учащимся: «Как вы думае­те, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть эн­циклопедии?» и др.

7. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возник­шие вопросу по поводу новой ин­формации. Если возникнут за­труднения, попробуем разобрать­ся вместе».

6. Отвечают на вопросы учите­ля. Предлагают свои варианты.

7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Этап «Рефлексия»

1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлек­сии учащихся.

1. Проводят рефлексию.

Этап «Домашнее задание»

1. Предлагает домашнее задание:

- напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);

- составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

1. Выбирают домашнее задание

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

- оценка (Где ошибка?);

- диагноз (В чем причина?);

- самоконтроль (Каковы недостатки?);

- критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контрар­гументы?);

- прогноз (Постройте прогноз).

Результаты:

- критичность мышления школьников по поводу своего субъект­ного опыта.

Ограничения:

- Подготовка специального содержания текстов.

- Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.

307