logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).

А это означает, что приоритетным в разработке содержания на всех его уровнях (федеральном, региональном, школьном, на уровне конкрет­ного учебного занятия) должен стать такой его компонент, как ценност­ные отношения учащихся, мотивы их деятельности.

Ориентация на личностно-смысловую сферу реальна в школьной практике, если в образовательном процессе обеспечивается:

- поддержка индивидуальности ребенка;

- создание условий для удовлетворения образовательных, куль­турных потребностей учащихся, для выбора содержания и на­правлений получения образования;

- содействие в развитии способов самореализации личности;

- поощряющий, стимулирующий характер взаимодействия учите­ля и учащихся.

Вторая характеристика – включение личностного опыта ребенка в образовательный процесс.

В традиционной школе ребенку навязываются смыслы, знания и навыки, никак не вытекающие из его предшествующего развития, но привносимые извне. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, как формулируются цели учебного занятия учащимся. Как правило, эти цели практически не находятся в сфере интересов школьников. Обратимся к примеру.

36

Урок математики в третьем классе. Тема «Сложение именованных чисел». В качестве формы проведения урока избрана игра-путешествие «Маршруты туристов». Цель урока, которую формулирует учитель детям: «Научимся складывать именованные числа». В конце урока учитель (что весьма традиционно) спрашивает: «Что было самым главным на уроке?» Мальчик, сидящий за первой партой радостно восклицает: «Мы научились помогать туристам!...» Педагог его тут же перебивает и предлагает одной из учениц ответить на поставленный вопрос. Девочка произносит: «Мы научились складывать именованные числа». Учитель весьма доволен.

Педагогический эффект такой ситуации, безусловно, имеется. Но большой ли он? Ведь для многих детей эта ситуация слабо связана с их личностным опытом. И в данном случае это - принципиально чуждая внутреннему «Я» (ребенка) реальность.

Значительное количество информации учащиеся приобретают за пределами образовательного процесса и школы вообще. У них складывается неупорядоченное множество впечатлений, формируется личный опыт. Учебный процесс, к сожалению, в большинстве случаев к этому опыту индифферентен.

Развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъектного опыта и связанных с ним личностных смыслах от утилитарно-потребительских до духовно-творческих.

Задача учителя заключается в том, чтобы личный опыт учащихся включить в общую структуру содержания учебного занятия и неко­торым образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала.

Учителю необходимо стимулировать учащихся к актуализации их субъектного опыта, создавать условия для согласования его с обществен­ным опытом. Школьник в этой ситуации перестраивает прежние пред­ставления, генерирует новые знания, выходя за границы субъектного опыта. И.С. Якиманская подчеркивает, что основный замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы согласовать его с задавае­мым, переводя в социально значимое содержание (т.е. «окультурить»), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания (38).

Что мы понимаем под субъектным (личным) опытом ученика?