logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Восприятие

Т

Таким образом, в любом случае ВАЖНО перевести учащихся с учетом их субъектного опыта на те признаки, которые отражают специфику научного знания и значимы в рамках его предметного содержания (И.С. Якиманская).

ИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Сказанное и позволяет использовать логику процесса усвоения (обеспечивающего выход на специфические научные предметные зна­ния) в качестве основы для определения и типов учебных занятий и мак­роструктуры этих занятий.

Перейдем к характеристике логики различных типов учебных занятий, исходя из логики процесса усвоения учащимися предметных знаний.

Вводное учебное занятие (0-тип).

На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того ма­териала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача учителя - так преподнести материал учебного занятия, так моти­вировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у школьников возник интерес к данной теме, чтобы появился осознанный подход к но­вому материалу.

На таких учебных занятиях даются исторические справки, демон­стрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.

Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, жи­вописи, других видов искусства.

Каждый тип учебного занятия в свою очередь имеет определен­ную логику.

173

Вводное учебное занятие: мотивация → образное представле­ние об изучаемой теме → осмысление практической и социальной значимости → рефлексия.

1 тип

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация → актуализации субъектного опыта учащихся → организация восприятия → организация осмысления → первичная проверка понимания → организация первичного закрепления → анализ → рефлексия.

2 тип

Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация → актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях → самостоятельное применение знаний → контроль и самоконтроль → коррекция → рефлексия.

3 тип

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация → актуализация комплекса знаний и способов деятельности → самостоятельное применение знаний и сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция → рефлексия.

4 тип

Учебное занятие по обобщению и систематизации знании и способов деятельности: мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного в учебном материале → обобщение и систематизация → установление внутрипредметных и межпредметных связей → рефлексия.

5 тип

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний способов деятельности: мотивация → самостоятельное выполнение заданий → самоконтроль → контроль → анализ, оценка → коррекция → рефлексия.

Представление логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать то, что все другие формы организации обучения, такие как лекция, семинар, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.) могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (табл. 9). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определять и форму его проведения.

Данные таблицы позволяет говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из

174

названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обоб­щения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логи­кой учебного занятия по обобщению и систематизации.

Рассмотрев типологию учебных занятий и логику каждого типа, за­кономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует ком­бинированное учебное занятие?

На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так состоит из системы эта­пов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точ­ки зрения дидактики соединение логик этих занятий. Иначе, учебное за­нятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.

Таблица 9

Классификация форм организации образовательного процесса

Предметные цели

Тип учебного за­нятия

Другие формы организации образовательного процес­са

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы

«О» ТИП

(Вводное занятие)

«Урок открытых мыслей», «Урок-эврика»,

«Урок-размышление».

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

1 ТИП

(изучение и первич­ное закрепление новых знаний и способов деятель­ности)

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, «Эврика», лабораторно-практическая рабо­та, дидактическая сказка

и др.

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

2 ТИП

(закрепление зна­ний и способов дея­тельности)

Семинар, экскурсия, консультация, лабораторно-практическая работа, «Путе­шествие» и др.

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности

3 ТИП

(комплексное при­менение знаний и способов деятельности)

Семинар, практикум, «Урок творчества», «Литературная гостиная», «Что? Где? Ко­гда?», «Путешествие», дидак­тическая сказка, «Урок-концерт» и др.

175

Организовать деятель­ность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности

4 ТИП

(обобщение и сис­тематизация знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, «Урок открытых мыслей», экскурсия и др.

Обеспечить проверку и оценку знаний и спосо­бов деятельности уча­щихся

5 ТИП

(проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся)

Контрольная работа, зачет, экзамен, «Урок-турнир», «Урок-конкурс», «Урок-КВН», «Аукцион знаний», «Общественный смотр знаний» и др.

Организовать деятель­ность учащихся по кор­рекции своих знаний и способов деятельности

6 ТИП

(коррекция знаний и способов деятель­ности учащихся)