logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

13. Этап рефлексии

Образовательные задачи этапа

1. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одно­классниками.

2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотруд­ничества.

Содержание этапа учебного занятия

1. Мобилизация учащихся на рефлексию.

Показатели выполнения образовательных задач

1. Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.

2. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Условия выполнения образовательных задач

1. Развитие способности учащихся к рефлексии.

2. Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя, учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоцио­нальные реакции и когнитивные представления.

3. Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».

209

Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа

1. «Ассоциативный ряд».

2. Незаконченные предложения.

3. «Торт решений».

4. «Разговор на бумаге».

5. «Солнышко».

6. «Координаты».

7. «Лист обратной связи».

8. «Заключительная дискуссия».

9. «Выбери дистанцию».

10. «Свет молнии».

11. «Письмо самому себе».

12. «Телеграмма».

13. «Ну, что, как прошло занятие?».

14. «Барометр настроения».

15. «Поговорки - зеркало настроения».

16. Интерпретация изображений на открытках.

17. «Памятки».

18. «Давайте пошушукаемся».

19. «Птичий двор - зеркало настроения».

20. «Двери - зеркало настроения».

21. «Прямое попадание».

22. «Пейзаж - зеркало настроения».

Рассмотренные нами макроэтапы представлены далее в сводной опорной таблице для конструирования учебного занятия.

210

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия

Образователь­ные задачи эта­па учебного за­нятия

Содержание

этапа учебного

занятия

Показатели выполнения образовательных

задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и

приемы обучения

1. Организационный этап

Приветствие,

фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности

уч-ся к учебному

занятию;

- проверка подготовленности

классного помещения к занятию;

- организация

внимания

школьников;

- раскрытие

общей цели

урока и плана

его проведения.

Доброжелательный

настрой учителя и уч-ся;

кратковременность

этапа;

- полная готовность

класса к уроку;

- быстрое включение

уч-ся в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы.

- Собранность учителя;

последователь-ность в

предъявлении требований;

- использование небольшой

психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

- спокойная и уверенная ма­нера держаться при появле­нии в классе;

- отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

(Хорошего вам настрое­ния!)»

2. «Ладошка к ладошке».

3. Рапортичка (определе­ние отсутствующих).

4. Приветствие учеников,

которые после долгого от­сутствия появились в клас­се.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

1. Установить

правильность,

1. Выяснение степени усвое-

- Проверка учителем за короткий промежуток

- Использование учителем системы приемов, позво-

1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой

полноту и осознанность выполнения д/з

всеми (большинством

уч-ся)

2. Выявить пробелы в знаниях

и способах деятельности уч-ся

и определить

причины их возникновения

3. Устранить в

ходе проверки

обнаруженные

пробелы

ния уч-ся заданного учебного

материала (выявление знаний

о фактах, поня­тиях, законах, свойствах, пра­вилах, теориях,

следствиях из

теорий, спосо­бов действий (умений))

2. Выяснение

причин невыполнения д/з от­дельными учениками

3. Определение

типичных недостатков в знаниях и способах дей­ствий уч-ся и

причин их появления

4. Ликвидация

обнаруженных

недостатков

времени знаний и спо­собов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут);

- обнаружение причин невыполнения д/з от­дельными уч-ся и при­нятие мер для их лик­видации;

- оптимальность соче­тания контроля учителя, взаимоконтроля и

самоконтроля

уч-ся.

ляющих определить уровень

выполнения д/з большинством

уч-ся;

- использование различных форм контроля в зависимо­сти от содержания, вида и

цели д/з, а также в зависимо­сти от отношения уч-ся кон­кретного класса к выполне­нию д/работы;

- создание содержательных

и организационных условий

формирования осознанности

у школьников связи выпол­нения их д/работы с резуль­татами своего обучения вообще;

- постановка требования пе­ред уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий,

но и знаний способов дейст­вий, связей между отдель­ными компонентами структу­ры предметного знания (факты - понятия - законы -

теория - следствия - прило­жения)

форм, задания на соответ­ствие и установление правильной последовательно­сти)

2. Выполнение

уч-ся зада­ний, подобных д/ упражнениям

3. Постановка доп. вопро­сов

4. Проверка д/з под копирку

5. Обращение к

уч-ся с просьбой продолжить от­вет ученика, который отве­чает у доски

6. Вызов к доске несколь­ких уч-ся по составлению

планов своего ответа и оп­рос по отдельным пунктам плана

7. Разноуровневые самост. работы

8. Метод обучения с опо­рой на ошибки

9. «Торт решений» (фикса­ция своих затруднений)

10. «Гирлянда ассоциа­ций»

11.«Кубики»

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1. Обеспечить

мотивацию уче-

- Сообщение

темы учебного

- Готовность уч-ся к ак­тивной учебно-

- Предварительное обдумы­вание учителем формули-

1. Объяснение

уч-ся целей урока одновременно с со-

212

ния школьников, принятие ими целей урока

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

занятия;

- формулирова­ние целей урока вместе с уч-ся;

- показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого материала;

- постановка пе­ред уч-ся учеб­ной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.

познавательной дея­тельности;

- формулировка целей урока вместе с уч-ся;

- вариативность прие­мов сообщения темы и целей урока;

- преемственность и перспективность в по­становке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уч-ся;

- понимание уч-ся со­циальной и практиче­ской ценности изучаемого материала;

- сообщение ученикам

не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организа­ции их деятельности.

ровки цели, задач, социаль­ной и практической значимо­сти для уч-ся изучаемого ма­териала и фиксация этого в поурочном плане;

- умения учителя формули­ровать цели урока в дейст­виях уч-ся;

- владение учителем много­образием приемов актуали­зации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

- использование учителем

многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечиваю­щих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета; - умения учителя представ­лять основное содержание

учебного материала, необходимого для главного этапа

урока, в виде разнообразных

структурно-логических схем; -сформированность у школьников понимания, что

без четко поставленной цели

общением темы

2. Сообщение цели в виде проблемного задания

3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса

4. Указание целей на спе­циальном стенде «Что се­годня на уроке?»

5. Использование техноло­гической карты

6. Ассоциативный ряд

7. Использование резуль­татов предварительного социологического опроса

8. Постановка целей по СЛС изучения явлений,

процессов и др.

9. Постановка целей через

показ конечных результа­тов

10. Постановка целей по­средством опоры на по­следовательность изуче­ния материала

11. Составление карт мыследеятельности

12. Устный счет, математи­ческий диктант

13. Метод целесообразных

задач

14. «Нарисуй картину»

213

трудно оценить результат их

учебной деятельности на

уроке;

- отражение в целях урока не

только знаний и умений, ко­торые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие

личностно-смысловой сферы

уч-ся, их интеллектуальной,

исследовательской, комму­никативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с

явлениями природы, а затем

с методикой исследования

этих явлений и установления

закономерностей

15. Мозговая атака

16. Постановка привлека­тельной цели.

17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой

будет открыта при работе над новым материалом

18. Дополнение реальной ситуации фантастикой

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1. Обеспечить

восприятие, осмысление и

первичное запоминание уч-ся

изучаемого материала:

- существенных

признаков поня­тий, законов,

теорий и др.;

- правил и построенных на их

- Организация

внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи

изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение

осмысления метода исследования изучаемых

знаний, спосо-

- Максимальное использование самостоя­тельности уч-ся в до­бывании знаний и овладении способами

действий;

- если учитель исполь­зовал метод рассказа, лекции, объяснения,

самостоятельной рабо­ты уч-ся по учебнику и доп. лит-ре, то показателем выполнения ди-

- Полное и точное определе­ние ведущих признаков изучаемых познавательных

объектов;

- включение в содержание

изучаемого материала субъектного опыта уч-ся;

- учет индивидуальных спо­собов проработки уч-ся изу­чаемого материала;

- подача материала логиче­ски завершенными частями - блоками;

1. Работа с определением

вводимых понятий (родо­вое слово + видовые при­знаки)

2. Использование обыден­ных аналогий как способа

включения в содержание

субъектного опыта уч-ся

3. Представление основно­го материала одновременно в словесной, знаково-

символической формах

4. Представление изучае-

214

основе алгорит­мов.

2. Содейство­вать усвоению

уч-ся способов,

средств, кото­рые привели к

определенному

выводу (обобщению)

3. Создать со­держательные и

организацион­ные условия ус­воения уч-ся ме­тодики воспро­изведения изу­чаемого материала.

бов и средств,

которые приве­ли к сделанным

выводам;

- обеспечение

усвоения мето­дики воспроиз­ведения изу­чаемого материала (с чего и

как начинать, из

чего исходить, к

чему переходить

и как аргументи­ровать выводы)

дактической задачи может служить качест­во (правильность, полнота, осознанность,

действенность, систе­матичность) ответов уч-ся на последующих

этапах урока;

- при использовании

метода эвристической

беседы, самостоятель­ной работы уч-ся в сочетании с методом бе­седы, компьютеров и

программирован-ных учебников, модулей показателем эффектив­ности усвоения школь­никами знаний и спосо­бов действий является

правильность и осоз­нанность ответов в процессе беседы и вы­полнения заданий в модулях, а также ак­тивное участие класса в

подведении итогов бе­седы или самостоя­тельной работы

- реализация дифференци­рованного подхода в процес­се изложения нового мате­риала;

- осуществление этапа по­средством создания ситуа­ций, в которых ученик явля­ется субъектом деятельно­сти;

- обеспечение вариативности

взаимодействия учителя с уч-ся (экстроактивный, интроактивный и интерактив­ный режимы);

- ориентация в процессе изложения нового материала

на структуру предметного

знания, а не на объем информации;

- включение в содержание

проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

- выделение и поддержка

тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

- «сталкивание» ученика с

проблемами, решения кото­рых лежат за пределами

изучаемого курса;

- создание условий для ос-

мого материала в сравни­тельных или классифика­ционных таблицах

5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообще­ние, объяснение)

6. Интроактивный режим (модульное обучение, про­блемно-модульное, про­граммированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной рабо­ты уч-ся)

7. Интерактивный режим

(проблемное обучение,

адаптивное обучение, коллективные способы обуче­ния, проектное обучение)

8. Построение структурно-

логических схем изучаемо­го материала

9. Генетический метод обу­чения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ.

деятельности)

10. Метод целесообразных

задач

11. Метод информацион­ной накачки

12. Обучение на концепту-

215

воения уч-ся знаний пре­имущественно в форме дея­тельности.

альной основе

13. «Мудрые совы»

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить

правильность и

осознанность

изученного материала

2. Выявить пробелы первично­го осмысления

изученного ма­териала, невер­ные представ­ления

уч-ся

3. Провести кор­рекцию выяв­ленных пробе­лов в осмысле­нии уч-ся изу­ченного мате­риала

- Проверка учи­телем понима­ния уч-ся того, что является сущностью ос­новного содер­жания;

- проверка пол­ноты и осознан­ности усвоения уч-ся новых зна­ний и способов

действий;

- выявление

пробелов пер­вичного осмыс­ления уч-ся изу­ченного мате­риала;

- ликвидация

неясностей ос­мысления уч-ся

изученного материала

- Правильность и осоз­нанность основного содержания изученного

материала большинст­вом уч-ся репродуктив­ного (минимального) и

конструктивного (обще­го) уровней;

- привлечение класса к

дополнению и коррек­тировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или на­целивание на их устра­нение на последующих

этапах урока

- Постановка учителем во­просов репродуктивного ха­рактера, а также многофунк­циональных вопросов, тре­бующих мыслительной ак­тивности уч-ся;

- постоянное обращение учи­теля к классу с просьбой до­полнить, уточнить или ис­править ответ ученика

1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изучен­ных познавательных объ­ектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому мате­риалу

7. «Мудрые совы»

216

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Обеспечить

закрепление в

памяти уч-ся

знаний и спосо­бов действий,

которые им не­обходимы для

самост. работы

по новому мате­риалу

2. Обеспечить в

ходе закрепле­ния повышение

уровня осмыс­ления изученно­го материала,

глубины его понимания

- Организация

деятельности

уч-ся по воспроизведению су­щественных

признаков изученных познавательных объек­тов;

- организация

деятельности

уч-ся по отра­ботке изученных

знаний и спосо­бов действий

посредством их

применения в

ситуациях по

образцу и измененных ситуаци­ях;

- закрепление

методики изучения нового ма­териала;

- закрепление

методики ответа

при очередной

проверке зна­ний;

- Умения уч-ся соотно­сить между собой фак­ты, понятия, правила и

идеи (структура зна­ния);

- умения уч-ся распо­знавать и воспроизво­дить изученные познавательные объекты;

- умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стандартных и измененных

ситуациях;

- прочность знаний уч-ся

- Использование системы заданий, в основе которой

лежит четко спланированная

последователь-ность действий (на узнавание, на приме­нение знаний по образцу и в

измененной ситуации);

- использование разнообраз­ных методов и форм закреп­ления знаний и способов

действий уч-ся;

- использование вопросов,

требующих интеллектуаль­ной активности, самост. мыслительной деятельности;

- обеспечение дозированной

помощи уч-ся

1. Использование на уроке взаимо-

обратных задач

2. Составление карты мыс-

ледеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по бук­вам»

5. Вопросно-ответное об­щение

6. «Высокопостав-ленный

дилетант»

7. Структурная модель

8. «Что было бы, если...

(человечество не зна­ло...)»

9. «Придумай свои зада­ния»

10. Интеллектуальный ма­рафон

217

- отработка ло­гики алгоритма изученных пра­вил

7. Этап применения знаний и способов действий

1. Обеспечить

усвоение уч-ся

знаний и спосо­бов действий на

уровне приме­нения их в раз­нообразных си­туациях

2. Обеспечить

формирование у

уч-ся умений

самостоятельно

применять зна­ния в разнооб­разных ситуаци­ях

- Организация

деятельности

уч-ся по приме­

нению знаний в

измененных и

новых ситуациях

- Правильность, полно­та, осознанность, действенность знаний уч-ся;

- самостоятель-ность уч-ся в выполнении заданий;

- углубление знаний и способов действий уч-ся

- Использование системы заданий, предусматриваю-щих постепенное нарастание

сложности упражнений и са­-мостоятельности уч-ся в их

выполнении;

- использование разнообраз­ных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

- использование заданий на поиск нескольких способов

получения одного результа­та;

- стимулирование уч-ся к использованию разнообразных

способов выполнения заданий на уроке без боязни

ошибиться, получить непра­вильный ответ;

- поощрение стремления

ученика предлагать свой способ работы (решения за­дачи);

- применение заданий, по-

1. Разноуровневые самост. работы

2. Лабиринт действий

3. Проектное обучение

4. Деловая игра

5. «Три цвета - три фор­мы»

6. Вопросно-ответное об­щение

7. Учебные станции

8. Рынок возможностей

9. Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11. Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «про­тив»»

13. Задания на самостоя­тельное построение алгоритма решения опреде­ленных типов задач

14. «Задания по кругу»

218

зволяющих ученику самому

выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-

символическую);

- использование открытых задач

8. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Обеспечить

формирование

целостной сис­темы ведущих знаний уч-ся

2. Обеспечить

установление

уч-ся внутри-

предметных и

межпредметных

знаний

3. Обеспечить

формирование у

школьников

обобщенных понятий

- Организация

деятельности

уч-ся по перево­ду отдельных

знаний и спосо­бов действий в

целостные сис­темы знаний и умений

- Активная и продуктив­ная деятельность уч-ся

по включению части в целое, классификации

и систематизации зна­ний;

- выявление уч-ся внутрипредметных и меж­предметных связей;

- выделение мировоз­зренческих идей

- Построение структурно-

логических схем изученной темы;

- использование вопросов,

требующих классификации

изученных познавательных

объектов;

- обобщение и систематиза­ция на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

- выделение сквозных идей и

принципов: симметрии и

асимметрии, относительно­сти, направленности природ­ных процессов, соответст­вия, дополнительности и др.;

- использование обобщаю­щих таблиц

1. Метод кооперации

2. Составление карты мыс-

ледеятельности

3. Моделирование

4. Построение «дерева» темы

5. Построение «здания» темы

6. «Паучок»

7. Построение блок-формулы

8. Мозговая атака в пись­менной форме

9. Учебные станции

10. Задания на определе­ние уч-ся в списке слов

фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12. Рефлексивная позициональная дискуссия

219

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1. Выявление

качества и уров­ня усвоения уч-ся знаний и спо­собов действий

2. Выявить не­достатки в зна­ниях и способах

действий уч-ся

3. Установить

причины выявленных недостатков

4. Обеспечить

развитие у

школьников способности к оценочным действиям

- Глубокая и

всесторонняя

проверка знаний

и способов действий уч-ся;

- проверка об­раза мышления уч-ся;

- проверка

сформирован­ности общих учебных умений;

- комментирова­ние ответов уч-ся

- Проверка учителем не

только объема и пра­вильности знаний, но также их глубины осоз­нанности, гибкости и действенности;

активная деятель­ность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

- рецензирование отве­тов уч-ся

- Использование различных

методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

- постановка дополнитель­ных вопросов для проверки

системности, осознанности,

действенности и прочности

знаний;

- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию

знаний уч-ся;

- при опросе анализировать

не только правильность ответа, но и его самостоятель­ность, оригинальность,

стремление ученика искать и

находить разнообразные

способы выполнения заданий

1. Разноуровневые кон­трольные и самост. работы

2. Тестовые задания

3 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом

(проверяется полнота зна­ний)

4. Задания на выделение

существенных признаков (глубина)

5. Задания на конструиро­вание нескольких способов решения одной и той же

задачи (гибкость)

6. Задания с избыточными

данными, с противоречи­выми данными (способность к оценочным действиям)

10. Этап коррекции знаний и способов действий

1. Откорректи­ровать выяв­ленные пробелы в знаниях и спо­собах действий уч-ся в рамках изученной темы

- Организация

деятельности

уч-ся по коррек­ции своих выяв­ленных недос­татков

- Динамика перехода

уч-ся с более низкого на более высокий уро­вень усвоения знаний

- Организация деятельности

уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по

выявлению своих ошибок на основе поставленной учите­лем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творческо­го) уровня усвоения знаний

1. Использование специ­ально разделенных на

мелкие этапы и звенья уп­ражнений

2. Применение разверну­тых инструкций с регуляр­ным контролем

3. Тестовые задания

4. Задания

«с пропусками»

220

по решению нестандартных

заданий или оказанию по­мощи другим уч-ся в поиске и коррек-ции своих ошибок

5. Структурно-логические схемы «с пропусками»

11. Этап информации о домашнем задании

1. Обеспечить

понимание уч-ся

цели, содержа­ния и способов выполнения домашнего зада­ния

- Информация о

Д/З;

- мотивирование

выполнения д/з;

- инструктаж по выполнению д/з;

- проверка понимания уч-ся

содержания и

способов выполнения

д/работы

- Реализация необхо­димых и достаточных

условий для успешного

выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

- наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

- наличие возможно­стей выбора д/заданий

- Обязательное и системати­ческое выполнение этапа в

границах урока;

- соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития) (репродуктив­ному, конструктивному или вариативному);

- создание условий для вы­бора уч-ся д/заданий;

- подробные рекомендации

по рациональной организа­ции учебной работы, обеспе­чивающей выполнение д/з

1. Интересная постановка

учебной проблемы, если речь идет о познаватель­ных заданиях

2. Три уровня д/з

3. Задание массивом

4. Особое задание

5. «Необычная обычность»

6. Идеальное задание

12. Этап подведения итогов занятия

1. Дать качест­венную оценку

работы класса и

отдельных уч-ся

- Подведение

итогов учебного

занятия

- Четкость и краткость этапа

- Умение учителя давать качественную характеристику

работы класса

1. Сообщение учителя

2. Подведение итогов самими

уч-ся

13. Этап рефлексии

1. Инициировать

и интенсифици­ровать рефлек-

- Мобилизация

уч-ся на реф­лексию своего

- Открытость уч-ся в осмыслении своих дей­ствий и самооценке;

- Развитие способностей уч-ся к рефлексии;

- стимулирование уч-ся к ос-

1. Ассоциативный ряд

2. Незаконченные предло­жения

221

сию уч-ся по по­воду своего психо-­

эмоционального

состояния, мо­тивации, своей

деятельности и

взаимодействия

с учителем и

одноклассника­

ми

2. Обеспечить

усвоение уч-ся

принципов саморегуляции и

сотрудничества

поведения

-

- прогнозирование спо­собов саморегуляции и

сотрудничества

мыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и по­нимают его личностные особенности, эмоциональные

реакции и когнитивные представления;

- реализация рефлексивного

алгоритма: «Я» (как чувство­вал себя, с каким настроени­ем работал, доволен ли со­бой), «МЫ» (комфортно ли

было работать в малой груп­пе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг

ли цели учения, какие за­труднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

3. «Торт решений»

4. «Разговор на бумаге»

5. «Солнышко»

6.«Координаты»

7. «Лист обратной связи»

8. «Заключительная дис­куссия»

9. «Выбери дистанцию»,

10. Интерпретация изо­бражений на открытках

11.«Свет молнии»

12. «Письмо самому себе»

13. «Ну что, как прошло за­нятие?»

14. Барометр настроения

15. «Телеграмма»

16. «Памятки»

17. «Птичий двор - зеркало

настроения»

18. «Пейзаж - зеркало настроения»

222

Осталось сделать на этом уровне (уровне) последний шаг и спла­нировать проведение конкретного учебного занятия.

Мы стоим на позиции, что система действий учителя здесь должна быть следующей.

1. Определение темы учебного занятия.

2. Формулирование образовательных целей учебного занятия; но не для себя (раскрыть, ознакомить и т.п.), а для ученика (в действиях школь­ников).

3. Определение содержания учебного занятия (четкое его структуриро­вание).

.4. Фиксирование учителем логики раскрытия приемов овладения учеб­ным материалом.

5. Специально определяет приемы обращения к субъектному опыту учащихся па каждом этапе учебного занятия.

6. Определение доминирующего характера учебной деятельности уча­щихся (репродуктивная, конструктивная, вариативная).

7. Определение методов обучения и педагогических техник проведения учебного занятия.

Итак, учитель приступает к составлению плана-конспекта учебного занятия. Какой-либо обязательной схемы плана-конспекта не существует. Однако учителям можно порекомендовать следующий подход к конст­руированию учебного занятия и написанию плана-конспекта, который получил распространение в опытно-экспериментальных школах Белго­родской области.

Схема составления плана-конспекта учебного занятия

Тема учебного занятия ___________________________

Образовательные цели: 1)______________________;

2)_______________________;

Тип учебного занятия _____________________________

Форма проведения ________________________________