13. Этап рефлексии
Образовательные задачи этапа
1. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Содержание этапа учебного занятия
1. Мобилизация учащихся на рефлексию.
Показатели выполнения образовательных задач
1. Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.
2. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Условия выполнения образовательных задач
1. Развитие способности учащихся к рефлексии.
2. Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя, учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
3. Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».
209
Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи этапа
1. «Ассоциативный ряд».
2. Незаконченные предложения.
3. «Торт решений».
4. «Разговор на бумаге».
5. «Солнышко».
6. «Координаты».
7. «Лист обратной связи».
8. «Заключительная дискуссия».
9. «Выбери дистанцию».
10. «Свет молнии».
11. «Письмо самому себе».
12. «Телеграмма».
13. «Ну, что, как прошло занятие?».
14. «Барометр настроения».
15. «Поговорки - зеркало настроения».
16. Интерпретация изображений на открытках.
17. «Памятки».
18. «Давайте пошушукаемся».
19. «Птичий двор - зеркало настроения».
20. «Двери - зеркало настроения».
21. «Прямое попадание».
22. «Пейзаж - зеркало настроения».
Рассмотренные нами макроэтапы представлены далее в сводной опорной таблице для конструирования учебного занятия.
210
Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия
| ||||
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия
| Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения
|
1. Организационный этап | ||||
Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. |
| Доброжелательный настрой учителя и уч-ся; кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - формулирование целевых установок урока и плана работы.
| - Собранность учителя; последователь-ность в предъявлении требований; - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; - спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; - отсутствие многословия. | 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)» 2. «Ладошка к ладошке». 3. Рапортичка (определение отсутствующих). 4. Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
|
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
| ||||
1. Установить правильность, | 1. Выяснение степени усвое- | - Проверка учителем за короткий промежуток | - Использование учителем системы приемов, позво- | 1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой |
полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
| ния уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений)) 2. Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками 3. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления 4. Ликвидация обнаруженных недостатков
| времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут); - обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации; - оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля уч-ся.
| ляющих определить уровень выполнения д/з большинством уч-ся; - использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения уч-ся конкретного класса к выполнению д/работы; - создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще; - постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты - понятия - законы - теория - следствия - приложения) | форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности) 2. Выполнение уч-ся заданий, подобных д/ упражнениям 3. Постановка доп. вопросов 4. Проверка д/з под копирку 5. Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски 6. Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана 7. Разноуровневые самост. работы 8. Метод обучения с опорой на ошибки 9. «Торт решений» (фиксация своих затруднений) 10. «Гирлянда ассоциаций» 11.«Кубики» |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе | ||||
1. Обеспечить мотивацию уче- | - Сообщение темы учебного | - Готовность уч-ся к активной учебно- | - Предварительное обдумывание учителем формули- | 1. Объяснение уч-ся целей урока одновременно с со- |
212
ния школьников, принятие ими целей урока 2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
| занятия; - формулирование целей урока вместе с уч-ся; - показ социальной и практической значимости изучаемого материала; - постановка перед уч-ся учебной проблемы; - актуализация субъектного опыта уч-ся.
| познавательной деятельности; - формулировка целей урока вместе с уч-ся; - вариативность приемов сообщения темы и целей урока; - преемственность и перспективность в постановке целей урока; - формулировка целей урока в действиях уч-ся; - понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; - сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
| ровки цели, задач, социальной и практической значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; - умения учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; - владение учителем многообразием приемов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; - использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета; - умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем; -сформированность у школьников понимания, что без четко поставленной цели | общением темы 2. Сообщение цели в виде проблемного задания 3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса 4. Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты 6. Ассоциативный ряд 7. Использование результатов предварительного социологического опроса 8. Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9. Постановка целей через показ конечных результатов 10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала 11. Составление карт мыследеятельности 12. Устный счет, математический диктант 13. Метод целесообразных задач 14. «Нарисуй картину» |
213
|
|
| трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; - отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культуры учения; - ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей | 15. Мозговая атака 16. Постановка привлекательной цели. 17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 18. Дополнение реальной ситуации фантастикой
|
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
| ||||
1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала: - существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; - правил и построенных на их | - Организация внимания уч-ся; - сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); - обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, спосо- | - Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий; - если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. лит-ре, то показателем выполнения ди- | - Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; - включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта уч-ся; - учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала; - подача материала логически завершенными частями - блоками; | 1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково- символической формах 4. Представление изучае- |
214
основе алгоритмов. 2. Содействовать усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3. Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
| бов и средств, которые привели к сделанным выводам; - обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы)
| дактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока; - при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программирован-ных учебников, модулей показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы
| - реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; - осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности; - обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстроактивный, интроактивный и интерактивный режимы); - ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; - включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания; - выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; - «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; - создание условий для ос- | мого материала в сравнительных или классификационных таблицах 5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся) 7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение) 8. Построение структурно- логических схем изучаемого материала 9. Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности) 10. Метод целесообразных задач 11. Метод информационной накачки 12. Обучение на концепту- |
215
|
|
| воения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности. | альной основе 13. «Мудрые совы» | ||||
5. Этап первичной проверки понимания изученного | ||||||||
1. Установить правильность и осознанность изученного материала 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся 3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
| - Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания; - проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий; - выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала; - ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала | - Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; - привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся; - устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока
| - Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся; - постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика
| 1. Ассоциативный ряд 2. «Пчелиный улей» 3. Опорный текст 4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 5. «Опрос эксперта» 6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 7. «Мудрые совы»
|
216
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | ||||
1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу 2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
| - Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; - организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; - закрепление методики изучения нового материала; - закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; | - Умения уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания); - умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; - умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; - прочность знаний уч-ся
| - Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последователь-ность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); - использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся; - использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самост. мыслительной деятельности; - обеспечение дозированной помощи уч-ся | 1. Использование на уроке взаимо- обратных задач 2. Составление карты мыс- ледеятельности 3. «Опрос эксперта» 4. «Разбери слово по буквам» 5. Вопросно-ответное общение 6. «Высокопостав-ленный дилетант» 7. Структурная модель 8. «Что было бы, если... (человечество не знало...)» 9. «Придумай свои задания» 10. Интеллектуальный марафон |
217
| - отработка логики алгоритма изученных правил |
|
|
| ||||
7. Этап применения знаний и способов действий | ||||||||
1. Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2. Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
| - Организация деятельности уч-ся по приме нению знаний в измененных и новых ситуациях
| - Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся; - самостоятель-ность уч-ся в выполнении заданий; - углубление знаний и способов действий уч-ся
| - Использование системы заданий, предусматриваю-щих постепенное нарастание сложности упражнений и са-мостоятельности уч-ся в их выполнении; - использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях; - использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; - стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; - поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи); - применение заданий, по- | 1. Разноуровневые самост. работы 2. Лабиринт действий 3. Проектное обучение 4. Деловая игра 5. «Три цвета - три формы» 6. Вопросно-ответное общение 7. Учебные станции 8. Рынок возможностей 9. Двойные ассоциации 10. «Цветные шары» 11. Групповая работа 12. «Дебаты «за» и «против»» 13. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач 14. «Задания по кругу»
|
218
|
|
| зволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую); - использование открытых задач |
|
8. Этап обобщения и систематизации знаний | ||||
1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2. Обеспечить установление уч-ся внутри- предметных и межпредметных знаний 3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий
| - Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений
| - Активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; - выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей; - выделение мировоззренческих идей
| - Построение структурно- логических схем изученной темы; - использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; - обобщение и систематизация на различных уровнях: а) понятийном; б) межпонятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; - выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и др.; - использование обобщающих таблиц | 1. Метод кооперации 2. Составление карты мыс- ледеятельности 3. Моделирование 4. Построение «дерева» темы 5. Построение «здания» темы 6. «Паучок» 7. Построение блок-формулы 8. Мозговая атака в письменной форме 9. Учебные станции 10. Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов 11. «Пересечение тем» 12. Рефлексивная позициональная дискуссия
|
219
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | ||||
1. Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий 2. Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся 3. Установить причины выявленных недостатков 4. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | - Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся; - проверка образа мышления уч-ся; - проверка сформированности общих учебных умений; - комментирование ответов уч-ся
| - Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся; - рецензирование ответов уч-ся
| - Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся; - постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; - разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся; - при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий | 1. Разноуровневые контрольные и самост. работы 2. Тестовые задания 3 Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний) 4. Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость) 6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10. Этап коррекции знаний и способов действий | ||||
1. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы
| - Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков
| - Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний
| - Организация деятельности уч-ся: а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний | 1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений 2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем 3. Тестовые задания 4. Задания «с пропусками» |
220
|
|
| по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррек-ции своих ошибок | 5. Структурно-логические схемы «с пропусками»
|
11. Этап информации о домашнем задании | ||||
1. Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
| - Информация о Д/З; - мотивирование выполнения д/з; - инструктаж по выполнению д/з; - проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы
| - Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития; - наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности); - наличие возможностей выбора д/заданий
| - Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; - соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития) (репродуктивному, конструктивному или вариативному); - создание условий для выбора уч-ся д/заданий; - подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з | 1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях 2. Три уровня д/з 3. Задание массивом 4. Особое задание 5. «Необычная обычность» 6. Идеальное задание
|
12. Этап подведения итогов занятия | ||||
1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся | - Подведение итогов учебного занятия | - Четкость и краткость этапа
| - Умение учителя давать качественную характеристику работы класса | 1. Сообщение учителя 2. Подведение итогов самими уч-ся |
13. Этап рефлексии | ||||
1. Инициировать и интенсифицировать рефлек- | - Мобилизация уч-ся на рефлексию своего | - Открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; | - Развитие способностей уч-ся к рефлексии; - стимулирование уч-ся к ос- | 1. Ассоциативный ряд 2. Незаконченные предложения |
221
сию уч-ся по поводу своего психо- эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассника ми 2. Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества
| поведения
-
| - прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
| мыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; - реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) | 3. «Торт решений» 4. «Разговор на бумаге» 5. «Солнышко» 6.«Координаты» 7. «Лист обратной связи» 8. «Заключительная дискуссия» 9. «Выбери дистанцию», 10. Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12. «Письмо самому себе» 13. «Ну что, как прошло занятие?» 14. Барометр настроения 15. «Телеграмма» 16. «Памятки» 17. «Птичий двор - зеркало настроения» 18. «Пейзаж - зеркало настроения» |
222
Осталось сделать на этом уровне (уровне) последний шаг и спланировать проведение конкретного учебного занятия.
Мы стоим на позиции, что система действий учителя здесь должна быть следующей.
1. Определение темы учебного занятия.
2. Формулирование образовательных целей учебного занятия; но не для себя (раскрыть, ознакомить и т.п.), а для ученика (в действиях школьников).
3. Определение содержания учебного занятия (четкое его структурирование).
.4. Фиксирование учителем логики раскрытия приемов овладения учебным материалом.
5. Специально определяет приемы обращения к субъектному опыту учащихся па каждом этапе учебного занятия.
6. Определение доминирующего характера учебной деятельности учащихся (репродуктивная, конструктивная, вариативная).
7. Определение методов обучения и педагогических техник проведения учебного занятия.
Итак, учитель приступает к составлению плана-конспекта учебного занятия. Какой-либо обязательной схемы плана-конспекта не существует. Однако учителям можно порекомендовать следующий подход к конструированию учебного занятия и написанию плана-конспекта, который получил распространение в опытно-экспериментальных школах Белгородской области.
Схема составления плана-конспекта учебного занятия
Тема учебного занятия ___________________________
Образовательные цели: 1)______________________;
2)_______________________;
Тип учебного занятия _____________________________
Форма проведения ________________________________
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы