logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Ориентационная функция адаптивного образовательного учре­ждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориента­ции (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).

Создание внутришкольных служб ориентации обусловлено необходимостью специальной помощи учащимся:

• в выборе направления учебы в условиях внутришкольной диф­ференциации обучения по различным циклам знаний;

• в профессиональном самоопределении учащихся.

Следует отметить, что ОРИЕНТАЦИЯ рассматривается как единый процесс, состоящий из взаимодополняющих фаз - ориентации учебной и профессиональной ориентации.

В качестве основных направлений работы системы ориентации в школе можно определить:

• изучение учащихся, их индивидуальных особенностей;

• информирование учащихся и их родителей о системе образова­ния, основных тенденциях мира труда и профессиях, возможно­стях трудоустройства (прежде всего в регионе);

• консультирование учащихся и их родителей по вопросам учеб­ного и профессионального выбора, оказание им персональной помощи;

• оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в учении, выявление причин отставания и их ликвидация;

• введение для школьников специальных курсов по профессио­нальному самоопределению;

65

• оказание помощи учащимся в изучении своих индивидуальных особенностей, в систематизации представлений о самом себе;

• обучение учащихся умениям подготовки и принятия оптималь­ных решений, отбора и осмысления получаемой информации;

• консультирование школьников по вопросам разработки проек­тов профессионального самоопределения и способов его реали­зации.

Одним из основных механизмов реализации ориентационной функции является построение вариативной части учебной программы в зависимости от пожеланий и учебных возможностей школьников. Иными словами вариативная часть должна быть построена на самоопределении учащихся. Она же во многих школах построена на интересах админист­рации, учителей.

Сказанное ставит проблему разработки индивидуальных образова­тельных программ учащихся. В педагогических публикациях достаточно активно обсуждается идея разработки таких программ. Более того пред­лагаются варианты построения индивидуальных образовательных траек­торий. К сожалению, в большинстве своем предлагаемые подходы к раз­работке образовательных траекторий основываются на ведущей роли учителя, который изучает учащегося, выявляет его особенности и совме­стно с ним создает индивидуальную программу обучения.

На наш взгляд, перспективным направлением в рассматриваемом аспекте является подход, в соответствии с которым индивидуальная обра­зовательная программа должна строиться педагогом не в режиме обуче­ния, а консультирования и совместного с родителями и учениками твор­чества.

По мере взросления ребенок все более вовлекается в процесс про­ектирования своего образования. А если он не участвует в нем, то, следо­вательно, никакого обучения и не будет.