logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.

Например, учитель не включил в набор этапов учебного занятия этап подготовки к тому виду деятельности, который будет осуществлять­ся на основном его этапе. В результате у школьников не была осуществ-

224

лена актуализация опорных знаний и умений, не сформировалась позна­вательная потребность. И хотя учитель мог отобрать для усвоения знаний нужный материал, методы и формы обучения, результат не будет оптимальным, так как нарушена важнейшая закономерность о целенаправленной мотивации деятельности учащихся.

Но может быть и другая ситуация, когда учитель не обеспечил взаимной связи между этапами занятия, когда каждый этап существовал сам по себе и не работал на основной его этап. И в этом случае реальный результат будет ниже запрограммированного.

Возможна и третья ситуация, когда нарушены связи между компонентами внутри этапа, что ведет к ослаблению связей между этапами. Так, например, учитель грамотно сформулировал образовательные задачи этапа учебного занятия, но не сумел отобрать содержание учебного мате­риала и тогда, какие бы методы и формы не отбирались, достигнуть по­ставленной на этапе задачи невозможно. Бывают и другие нарушения, ко­гда под данную задачу и содержание отбираются неадекватные методы и формы обучения.