3 Этап: «чтение с пометками»
1. Учащимся предлагается исторический текст (каждому — индивидуальная распечатка) и объявляется, что в течение 10 минут каждый работает самостоятельно.
2. Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте».
Текст «Петр I и его эпоха»
Задание: читаем и делаем пометки:
─ «У» - «знаю»;
─ «─» — «противоречит моим первоначальным представлениям»;
─ «?» ─ «хочу узнать»;
─ «+» - «это для меня новое».
309
27 апреля 1682 года по решению Боярской Думы царем избрали Петра 1, но уже 15 мая, при поддержке стрельцов, царевна София установила троевластие. Царями объявили Петра и Ивана, а регентшей – Софью. Навсегда в памяти Петра отложились кровавые сцены стрелецкого бунта. По приказу Софьи на крыльцо Кремля выгоняли родственников и приближенных царицы Натальи (матери Петра) и затем бросали вниз на подставленные копья и бердыши.
После этих событий Петр и его мать отправились в вынужденную ссылку в селo Преображенское. Там началось формирование будущего реформатора России. Петр, оказавшись в Преображенском, не получил, подобно своему отцу и брату Федору, традиционно православного образования московских царевичей. Петр был умен и проницателен. Он отличался рационализмом мышления и любил науки, приносящие пользу ─ математику, астрономию, геометрию, физику, фортификацию, медицину. Особенно ярким примером рационального подхода Петра к жизни является его редакция русского алфавита. Взяв лист с различными видами тогдашнего написания букв он решительно вычеркнул большую часть из них и оставил те, которые были проще, удобные для написания. Этими буквами мы и сейчас пользуемся. В юности Петр свободное время проводил в Немецкой слободе. Он был западником и все западное хотел привнести в Россию (стриг бороды, вводил европейскую одежду и т.д.).
Все, кто видел Петра при жизни, запоминали эти встречи навсегда. Он привлекал людей уже своим видом - очень высокий (204 см), худой, быстрый в движениях, с развивающимися длинными волосами, царь возвышался в любой толпе. В Петербурге его можно было встретить на верфи, в Сенате, на стройках. Его часто видели на улицах столицы, спешащим пешком или на обшарпанной двуколке.
Всем своим обликом и манерой поведения Петр разительно отличался от своих царей-предков. Петр жил не во дворце, а в крошечном домике. Одевался он всегда просто, если не сказать затрапезно. Ел и пил то, чем угощались простые смертные люди. Все поражались простоте его общения с людьми. Он не чурался вступать в долгий спор с моряком, корабельным мастером, врачом. Все эти споры со специалистами были высоко профессиональны - во многих ремеслах Петр знал толк. Его руки были покрыты мозолями, он сам мог сшить себе башмаки, начертить и построить корабль, точно выстрелить из пушки.
Через всю жизнь Петра прошла его любовь к морю. Он первым со времен князя Игоря вышел в море. Всем известна его любовь к флотскому делу.
Петр был реформатором России такого масштаба, что в один ряд с ним в русской истории можно поставить только Екатерину II и Александра 2.
310
Петр был своеобразным «чувством реформ», был открыт всему новому, неординарному, самому смелому. Многие из его реформ пережили надолго самого Петра. «Табель о рангах». Сенат, губернское деление государства, способ комплектования армии просуществовали до 1917 года. Вместе с тем, бурное строительство мануфактур с приписными крепостными крестьянами, сыграло злую шутку, затормозив развитие промышленного производства в России уже во второй половине 18 века. При Петре активно проводилась протекционистская политика. Были введены должности фискалов.
Особого внимания заслуживает Петр — полководец. Вся жизнь Петра - сплошные войны и походы (Азовские походы, Северная война, Прутский поход, Персидский поход). Все силы Петра были сосредоточены на создании сильной, боеспособной и мобильной армии, которая может взаимодействовать с флотом. Было много неудач и поражений. Он умел мужественно взять на себя ответственность за поражение, умел трезво оценить собственные промахи, обдумать все обстоятельства, приведшие к обидному срыву и сделать нужные исправления. Одним из первых Петр использовал редуты.
В быту - он гениальный государственный деятель и полководец - оставался трудным, неровным по характеру человеком. Как и многие его современники, он был груб и скверно воспитан, отличался бесцеремонностью, часто бывал неоправданно жесток и бессердечен. Недоверие к людям и подозрительность - типичные для него черты характера. Веселое настроение у него часто сменялось приступами хандры, а безудержного, страшного для окружающих гнева, который сочетался с судорогами, конвульсиями лица и тела, боялись все окружающие. Свою первую жену Евдокию Федоровну Лопухину он отправил в монастырь. А царевича Алексея лишил матери в 8 лет. С тех пор между отцом и сыном отношения только ухудшались. Закончилось это все казнью Алексея, который отрекся от престола в пользу Петра Петровича (сына Петра I от Екатерины). Петр лично участвовал в допросах и пытках Алексея по обвинению в государственной измене. На следующий день после смерти Алексея 27 июня 1718 года Петр торжественно отпраздновал победу над Полтавой. Однако судьба распорядилась по-своему. Через несколько месяцев после казни Алексея умирает 4-летний Петр Петрович - наследник престола и любимый сын Петра I.
Всю свою жизнь Петр посвятил служению государству. Он не щадил ни себя, ни близких, ни простых людей. 28 января 1725 года Петр I неожиданно умер. 40 дней его тело оставалось не погребенным. Перед кончиной уже слабеющей рукой он написал: «Дайте все...».
311
3. Организуется работа учащихся в режиме самостоятельной pa6oты с маркировочной таблицей в тетрадях (оставшиеся колонки получают свое название).
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
|
4. Учащимся дается время на заполнение таблицы.
5. Обсуждение данных, представленных в третьей колонке маркировочной таблицы: «Давайте порассуждаем, что нового мы узнали о Петре1» (фронтальная работа).
6. По ходу обсуждения учитель заполняет таблицу.
7. Обсуждение данных, представленных во второй колонке, и заполнение этой колонки учителем на доске.
8. По ходу заполнения второй колонки учащимся предлагается подготовить сообщение по тому или иному возникшему вопросу.
9. «Теперь вернемся к нашей построенной структурно-логической схеме и попробуем уже на основе полученной вами новой информации представить новую схему (могут появиться новые компоненты - «Семьянин», «Противоречивая личность» и др.).
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы