logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.8. Образовательный мониторинг

Управление основано на систематическом знании субъектом того, как протекает управляемый процесс. Для этого в школах создается система мони­торинга — постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повли­-

234

явших на них, а также принятия и реализации управленческих решений но ре­гулированию и коррекции образовательного процесса.

Для управления образовательным процессом на уровне школы и учителя необходимо иметь систему получения информации о его резуль­тативности, чтобы видеть отклонения или положительную динамику в этом процессе. Но мониторинг - это не только процесс выявления откло­нений от определенных норм (стандартов). Он предполагает оценивание самих норм. А это обозначает то, что мониторинг может рассматриваться как механизм корректировки образовательных и управленческих целей и путей их достижения.

Иными словами, необходим контроль за качеством знаний. Но лю­бой контроль не только источник обратной информации (от ученика к учителю), он обладает еще рядом важнейших функций.

Прежде всего, речь идет о диагностической функции контроля. Именно она является основой контроля, так как предполагает аналитиче­ский срез и оценку состояния качества знаний на основе сравнения с предшествующим уровнем усвоения учеником знаний и уровнем требо­ваний учебной программы к усвоению конкретного учебного материала. Эта функция должна побуждать учащихся к активной деятельности, по­иску резервов в себе.

Следует также обратить внимание на то, что контроль должен носить обучающий характер, и эту функцию выполняет либо учитель, либо консуль­тант из числа учащихся, либо сам ученик, контролирующий себя.

Контроль способен сыграть большую роль в образовательном про­цессе, если опираться на самопознание ученика, осуществляемое на осно­ве рефлексии. Напомним читателю, что под рефлексией мы имеем в виду оценку учеником себя, результатов и процесса своей учебно-познавательной деятельности с учетом оценки других. При такой само­оценке (построенной на рефлексивной основе) ученик (а также учитель, руководитель школы) определяет свои затруднения (успехи), находит причины их вызвавшие, и намечает пути их преодоления (или закрепле­ния успеха).

Рефлексия обеспечивает повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый участник образовательного процесса, оценив достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траек­торию своего движения к цели:

• ученик — к более высокому уровню усвоения знаний;

• учитель - к повышению своего профессионального мастерства;

• руководитель школы - к повышению качества управленческой деятельности.

235

Рассмотрим систему аттестации школьников.

Система аттестации учащихся должна базироваться на рассмотрен­ных выше положениях. Она выстраивается не сверху (как это часто быва­ет), а идет от ученика. Можно выделить в этой связи пять уровней систе­мы аттестации.

Первый уровень - само- и взаимоконтроль учащихся. Этот про­цесс осуществляется на всех учебных занятиях. Особенно ярко он прояв­ляется при использовании модульной технологии и технологии коллек­тивного способа обучения. Большую роль в самооценке уровня знаний имеет удачно найденная педагогической практикой идея школьного ма­рафона, в котором принимают участие все школьники по всем школьным предметам.

Второй уровень - контроль учителя. В качестве примера можно привести планирование контроля с использованием технологической кар­ты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ,

При составлении технологической карты используется таксономия целей Блума. Учитель вначале выделяет все учебные единицы: факты, поня­тия, правила, законы, процедуры учебных действий школьника. Затем опре­деляется, на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.

В качестве уровней выступают:

• знания (запомнил, воспроизвел);

• понимание (умение разъяснить, привести свой пример);

• применение (на трех уровнях: репродуктивном, конструктив­ном, творческом);

• обобщение и систематизация (построение обобщающих схем);

• ценность (оценка значимости знания для ученика, людей, науки и т.д.);

• ключевые задания.

Контролю подвергается каждая учебная единица.

При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладе­нии знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же на уроке.

Третий уровень - экспертный контроль. Его, как правило, осу­ществляют методические объединения (или кафедры). Экспертная дея­тельность планируется методическим объединением на весь год. В основе такого контроля - контроль по стержневым линиям учебных дисциплин. Благодаря такому контролю в методическом объединении накапливается в динамике информация. Эта информация подвергается анализу, на осно­ве которого вырабатываются меры по устранению отклонений.

236

Четвертый уровень — контроль независимой комиссии. Такая комиссия приглашается для проведения срезов по оценке качества знаний учащихся.

Пятый уровень контроля - административный.

Построенная таким образом система обеспечивается промежуточ­ной аттестацией учащихся, что гарантирует сочетание самоуправления развитием качества образовательного процесса в школе.

Управление педагогической системой на уровне учебного занятия требует постоянной оценки его качества, которая определяется такими показателями как:

- научная обоснованность выстроенной учителем педагогической системы (учебного занятия);

- уровень достижения образовательных целей учебного занятия. Для самоанализа и самооценки деятельности учителю желательно накапливать информацию о ходе образовательного процесса как системы. Мы рекомендуем использовать разные методики для этой цели.

Таблица 11