logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Исходные научные идеи

Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном «открытии» этого знания через исследование его генезиса и структуры (Д.Г. Левитес).

Мастерская включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения.

Основу работы в Мастерских составляют алгоритмы для типичных надпредмстных задач.

Миссия учителя-мастера заключается в том, чтобы разблокировать споспобности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала. Позиция учителя-мастера состоит в консульта­ции учащихся, помощи им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. Д.Г. Левитес указывает следующие принципы построения Мастерских:

• мастер создает атмосферу сотворчества в общении;

313

• включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы;

• работает вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске истины;

• необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников;

• исключает официальное оценивание работы ученика, и через социализацию, афиширование работ дает возможность появлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

Системы действий учителя и учащихся.

Технологические этапы.

Действия учителя.

Действия учащихся.

1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Нарисуйте познавательный объект.

Запишите вопросы (ассоциации и т.п.).

Рисуют в тетрадях познавательный объект.

Составляют вопросы.

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.).

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

• Организует работу в парах «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием».

• Работают в парах по заданию учителя.

4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами».

Предлагает учащимся дополнительные задания.

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

Выполняют дополнительные задания.

5. «Афиширование» - вывешивание «произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе и ознакомление с ними.

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

314

Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп.

Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий.

6. «Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.

Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

Осознает возникшие познавательные противоречия.

Работает с источниками информации.

Закрепляют и применяют полученные знания.