7. «Рефлексия»
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.
Осуществляет рефлексию.
Критериями оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.
Результаты:
• коммуникативная культура школьника;
• рефлексивная культура учащихся;
• овладение интеллектуальными технологиями;
• готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Ограничения:
Увлечение учителями либо индивидуальной работой школьника, либо групповой работой учащихся.
Недостаточный уровень сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений.
Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся.
Рассмотрим подробнее обсуждаемую технологию на примере Мастерской
в 6-м классе, разработанной Г.Р. Маккоевой - учителем из
г. Сегежа (Карелия).
Предлагаемая вниманию читателей Мастерская представлена в Интернете. Мастерская «Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
315
Индукция.
Послушайте отрывок из произведения Модеста Петровича Мусоргского.
Представьте картину и предложите собственное название.
Итак, предложите свой вариант названия (учащиеся отвечают по цепочке).
М.П. Мусоргский назвал свое произведение «Рассвет над Москвой-рекой».
Самоконструкция.
Какой отрывок из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» можно сопроводить этой музыкальной иллюстрацией? (Утреннний лес перед восходом солнца гл. 3,с.11-14). Прослушайте этот отрывок и закончите предложение пришвинским словом: «Рассвет - это ... ? («Победа» - фиксируется на доске).
Социализация.
Объединитесь в группы по четыре человека.
Объясните, как вы понимаете эти слова: «Рассвет - это победа»
Афиширование.
Представьте свой вариант объяснения от группы (выступления групп: рассвет и восход солнца - это победа природы над тьмой, холодом, смертью; света над тьмой; тепла над холодом; жизни над смертью).
Индукция.
Чем для Вас является солнце? Запишите свои ассоциации ощущения.
Социализация.
Прочитайте свои ассоциации. Если услышанное вас «заденет», покажется близким, запишите слова одноклассника в свою тетрадь.
На доске запишем только те ассоциации, которые совпали у многих детей (на доске: свет, любовь, добро, тепло, жизнь).
«Paзрыв».
Давайте посмотрим, совпадут ли наши ассоциации, наше восприятие солнца с пришвинским.
Послушайте отрывок из главы VIII и определите эти пришвинские слова: «Да, вот именно, так и есть... от солнца наследство». (На доске изображение солнца с лучами «добро», «тепло», «жизнь»).
М.М. Пришвину было важно обратить внимание читателя на значимость поэтического образа солнца. Поэтому эти существительные ассоциации он «усилил» эпитетами к слову «Солнце».
Послушайте отрывок из книги, просмотрите свои домашние записи, найдите и выпишите эпитеты к слову солнце (учащиеся находят эпитеты: великое, чистое, горячее, живительное, большое).
316
Какие слова — ассоциации какими эпитетами «усиливает» автор? (Добро – великое, большое, чистое; тепло - горячее; жизнь - живительная).
Как Вы понимаете эти слова? (В ответах детей звучат мысли: «Солнце дарит всему живому материнское тепло, жизнь», «Солнце всем равно служит», «Любовь, тепло, свет и добро дают жизнь, преобразуют, улучшают ее, а ненависть, зло, холод ее омрачают, угнетают»).
В своем дневнике М.М. Пришвин писал: «Вставая же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» Чем можно помочь солнцу? (Дети обсуждают в группах, высказывают свое мнение).
Самоконструкция.
Сгруппируйте образы произведения в соответствии с тем, как они дарят добро, помогают солнцу или проявляют зло (учащиеся работают индивидуально).
Социоконструкция.
Дети работают в группах над этим же заданием.
Социализация.
Дети обсуждают в группах, каждый высказывает свое мнение. Результат работы оформляют на листах.
Афиширование.
Листы с результатами групповой работы вывешиваются на доске для обсуждения:
Зло Добро
Ветер Солнце
Волк Собака
Слепая елань Тропа человеческая
Сосна и ель Антипыч
Митраша
Настя
Обоснуйте свою классификацию (выступления групп). Разрыв.
Почему Антипыча поместили в колонку «Добро», а Настю и Митрашу между «Добром» и «Злом»? (Антипыч уже состоялся как человек. Он нашел свою правду: суровая борьба людей за любовь. Он, лесник, оставил в наследство людям богатый, не разграбленный лес и Травку, которая научена им жить не для себя, как дикий зверь, а для человека, а Насте и Митраше всю жизнь выбирать - жить то правде Антипыча и солнца или проявлять зло).
Самоконструкция.
В название М.М. Пришвин вынес не только слово «Солнце», но и еще слово «кладовая». Подберите и запишите однокоренные слова (клад, кладовка, склад, складывать, вкладывать, укладывать...).
317
Посмотрите толкование слова в словаре.
Социоконструкция и социализация.
Смысл названия нужно искать на стыке этих двух слов. Подумайте и обсудите в группах, в чем смысл названия «Кладовая солнца»?
Попытайтесь определить прямой, переносный и символический смысл названия (прямой смысл:, кладовая солнца - образное определение торфа, собранная за много лет солнечная энергия, болото, его богатства. Переносный смысл: кладовая души человека; места, где сосредоточено все самое лучшее, ценное - любовь и добро. Символический смысл: символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих (это значение связано с образами Травки и тропы человеческой: люди должны вкладывать себя и этим утверждать человечность).
Афиширование.
Выступления групп, обсуждение.
Рaзрыв.
Первоначально сказка-быль «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».
Почему, по вашему мнению, М.М. Пришвин отказался от этого названия? (Ответы детей, размышления, обсуждение).
Самоконструкция .
Написать гимн солнцу по выбору: «Солнце - это победа», «Солнце — это великое и чистое добро», «Солнце - это жизнь». (Письменная pабота, 15 минут).
Афиширование.
Чтение вслух учениками выполненных работ.
Рефлексия.
Выскажитесь, как Вам работалось сегодня в Мастерской, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?
Литература
1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии, Мурманск, 1997.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе oбpазования /Под ред. Е.С. Полат. М. 1999.
3. Окунев А. А. Как учить не уча. Спб., 1996.
4. Селевко ГК Современные образовательные технологии, М. 1998.
318
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №34
г. БЕЛГОРОДА
(сокращенный вариант)
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы