1.4.3. Реабилитационная функция.
Начнем характеристику третьей функции адаптивной школы с рассмотрения термина «реабилитация». Это слово ассоциируется в нашем сознании, в первую очередь, с медицинской областью. И в этой связи правомерно сомнение по поводу использования понятия «реабилитация» в педагогике. Однако появление этого термина в педагогике не случайно.
РЕАБИЛИТАЦИЯ (позднелат rehabilitatio) - означает восстановление. И, по мнению А.В.Гордеевой, «...понятие «педагогическая реабилитация» включает восстановление частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма, личности ребенка, от-
66
дельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей и адаптации к окружающему миру» (7. С. 4).
История реабилитационной педагогики ведет отсчет от XVIII века – эпохи просвещения и гуманизма. И этим самым определяется ее гуманистический характер. «Важно развивать у детей позитивную самооценку своих возможностей, пробуждать веру в свой интеллектуальный и духовный рост. А для этого необходимо создать для каждого ученика благоприятную обстановку и через индивидуализацию обучения и воспитания, через дифференциацию требований к личности снять ощущение дискомфорта, создать обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности» (7. С. 10).
Таким образом цель реабилитационной педагогики состоит в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка, что требует координации работы в школе всех ее звеньев: администрации, учителей, психологов и логопедов, социальных педагогов, школьного врача, родителей учащихся.
Реализация реабилитационной функции школы построена на принципах работы с «исключительными» детьми, разработанных В.П. Кащенко. Первый принцип - замена в центре образовательной и воспитательной работы педагога, ведущего за собой ребенка, на самого ребенка, который определяет содержание и методы работы учителя и воспитателя. Второй принцип - ориентация на потенциальную социально-психологическую полноценность реабилитируемой личности и возвращение ее в привычную среду.
Охарактеризованные принципы остаются основополагающими для организации реабилитационного процесса в современной школе.
Реабилитационная функция ориентирует учителей на восстановление уверенности школьников в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения ими содержанием и процессом образовательной деятельности.
Для обеспечения удовлетворения следует позаботиться о том, чтобы организуемая совместно с учащимися деятельность содержала в себе возможность создания ситуаций успеха.
Что такое успех вообще и успех в образовательной деятельности в частности?
Успех - это социокультурная форма, которая положительному (с точки зрения субъекта) результату деятельности личности придает значение фактора самореализации. Это объясняется тем, что успех как социальное
67
признание и одобрение является механизмом подкрепления и закрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.
Ситуация успеха - совокупность условий, обеспечивающих получение результатов деятельности, осознаваемых и переживаемых учащимися как успешные. Переживание успеха происходит тогда, когда школьник сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить собственные силы. На основе этого состояния происходят существенные изменения в личности: меняется уровень самооценки, появляется самоуважение и т.п.
В таких ситуациях ребенку важно почувствовать, осознать, что он поднялся выше в своем развитии. Помочь ему осмыслить этот рост может учитель.
Как это происходит?
Обратимся к яркому примеру из опыта работы Яснополянской школы-лаборатории им. Л.Н. Толстого, приведенному В. Куниным и Н. Казанцевой. Авторы акцентируют внимание на психологическом затруднении учащихся, появляющемся по окончании каникул. Учащиеся многое забыли, навыки учебной деятельности ослаблены, а желание учиться хорошо - очень сильное. Ученик как бы вступает в противоречие с самим собой. По мнению В. Кунина и Н. Казанцевой педагогическая поддержка ребенка состоит в следующем. «Ни в коем случае нельзя ставить ученику, особенно слабому, в течение двух-трех недель плохую отметку. Можно подготовить его к хорошему ответу. Иногда применяется такой прием. Учитель предлагает ученику выучить дома определенный материал, а иногда сам учит его со школьником после урока. Причем школьник предупрежден, что будет отвечать на следующем уроке у доски перед всем классом, и должен постараться ответить хорошо. Этот договор для всех в, классе остается тайной» (15.С.60).
В связи с этим определяющим в позиции учителя становится положение: каждый ученик способен успешно учиться и достигать хороших результатов даже в «трудных» предметах при условии преподавания этих дисциплин на соответствующем профессиональном уровне и оказания индивидуальной помощи. Такая ориентация определяет ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД учителя на возможности каждого ребенка.
В последние годы в массовой школе получила широкое распространение идея дифференцированных классов. В основе создания этих классов - уровень учебных способностей ребенка. Причем, как правило, считается, что ребенок либо по всем предметам имеет проблемы (и тогда он попадает в коррекционно-развивающий класс), либо успевает хорошо по всем изучаемым дисциплинам (и тогда он имеет возможность учиться в классе с так называемым продвинутым уровнем).
68
В действительности же, как показывают многочисленные исследования, ребенок может иметь хорошие результаты по предметам физико-тематического цикла и испытывать учебные затруднения в овладении учебными дисциплинами в рамках гуманитарного цикла. Более того, среди «слабых» учащихся оказываются как дети с временными задержками психического развития или просто с посредственными особенностями, так и одаренные дети, школьные неудачи которых связаны с коммуникативными трудностями.
Таким образом, подобная дифференциация противоречит реальному положению. И уж совсем печалит тот факт, когда в качестве главной цели этой дифференциации лишь декларируется оказание помощи в развитии детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, массовая школа упорно продолжает «адаптировать» детей к одинаковым общеобразовательным требованиям, тогда как, она должна адаптироваться к учащимся.
В какой-то степени отмеченное противоречие разрешает цикло-логочная система обучения. В рамках этой системы учащимся представляется возможность изучать предмет на доступном им уровне. Так, один усваивает математику на сверхпрограммном уровне, русский язык - на программном уровне, а другой - наоборот. Все учащиеся одной параллели постоянно переформировываются так, чтобы у педагога на учебном занятии оказались школьники примерно одинакового уровня способностей. Соответственно есть учителя, которые дают предмет, ориентируясь на сверхпрограммный, программный, общий или минимально допустимый уровень.
На наш взгляд, менее болезненно с точки зрения гуманистической педагогики предметно-групповое обучение, которое во многих ситуациях может быть организовано на разновозрастной основе. Предметно-групповое обучение хорошо сочетается с классно-урочной организацией образовательного процесса. При этом снимается проблема разделения учащихся одной параллели по классам с разным уровнем подготовки детей. Такой подход может быть достаточно эффективным, если учесть, что взаимообучение позволяет школьникам усваивать 90% учебной информации.
Современная педагогическая практика наработала богатейший опыт в поиске МЕХАНИЗМОВ реабилитации детей в школе:
- многовариантность выбора учащимися программ обучения, методов и приемов, темпа учебного процесса;
- разноуровневый подход к обучению школьников;
- комплексность воздействий на ребенка со стороны медиков, психологов, педагогов и родителей;
69
- включение учащихся в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников;
- модификация традиционных учебных программ с учетом учебных возможностей школьников;
- введение предметно-группового обучения;
создание разновозрастных учебных групп.
Результат реабилитационной функции выражается:
- в снятии «психологических зажимов», «комплексов неполно ценности» школьников и в возникновении у них положительных установок;
- в замещении корригирующих воздействий учителя на обучение ребенка приемами самокоррекции и саморегуляции.
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы