logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2. Сформированность ценностных отношений учащихся

Исследование сформированности ценностных отношений проводилось в 5-11-х классах. Выявлены следующие тенденции.

Параметры

1993 (5-й класс)

1999 (11-и класс)

1. Ориентация на друзей

2. Ориентация на школу

3. Ориентация на семью

4. Ориентация на себя

13%

7%

16%

56%

3%

23%

29%

25%

378

5. Другие ориентации

8%

20%

Сравнительный анализ данных, представленных в таблице показывает, что увеличилось количество учащихся с ориентацией на школу и семью; со­кратилось количество школьников с ориентацией на только на себя.

Проведенное исследование в 9-х классах «Что для вас важнее в жизни?» свидетельствует о том, что у девятиклассников примерно одина­ковый уровень ориентации на удовлетворение материальных и духовных потребностей (соответственно 68% и 70%). Данные анкетирования пока­зывают, что самостоятельность как черта личности характерна для 58% учащихся.

Результаты анализа дают основание полагать, что существующая в школе воспитательная система достаточно результативна. Однако, необ­ходимо констатировать, что воспитательный потенциал учебного занятия в полной мере не реализуется, приоритетными продолжают оставаться цели, связанные с усвоением знаний и умений. В то время как на первый план должны выдвигаться цели развития личности, в том числе ее ценно­стных отношений.

Следует обратить внимание на широкое привлечение учащихся к поиску и решению проблем школьной жизни, т.е. создать систему реаль­ного и эффективного детского самоуправления.

Диагностика ценностных отношений личности школьника в силу сложности, неопределенности изучения данные о сформированности ценностных отношений носят вероятностный характер.