logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.

Заметим, что предметные цели являются средством достижения целей, связанных с развитием личности учащихся. А теперь попытаемся понять: как же быть с триединой дидактической целью учебного занятия: образовательной, развивающей и воспитательной?

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕ­БЕНКА, в свою очередь, делятся на несколько групп:

• цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового от­ношения учащихся к изучаемому предмету;

• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интел­лектуальной культуры;

• цели, ориентированные на развитие у школьников исследова­тельской культуры;

• цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправ­ления учебной деятельностью;

• цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников;

165

• цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

• цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной куль­туры.

Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентирован­ных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

• актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы:

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и лично­стную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношении учащихся к окружающей действительности:

• содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

• помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интел­лектуальной культуры:

• создать содержательные и организационные условия для разви­тия у школьников умений анализировать познавательный объ­ект (текст, определение понятия, задачу и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава­тельные объекты;

• содействовать развитию у школьников умений выделять глав­ное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений классифицировать

познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова­тельской культуры:

• содействовать развитию у школьников умений использовать на­учные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

• создать условий для развития у школьников умений формули­ровать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и пла­нировать свою деятельность;

• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

166

• содействовать развитию у детей умений осуществлять самокон­троль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

• создать условия для развития у школьников умения структури­ровать информацию;

• обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча­щихся:

• содействовать развитию у детей умений общаться;

• обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги­ческой речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

• создать условия для развития у школьников умений «приоста­новить» свою деятельность;

• обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

• содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

• обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впе­чатлений и представлений на язык общих положений, принци­пов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ фактически отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятель­ности.

Анализ постановки учителем показывает, что они, как правило сформулированы либо с позиции стратегии формирования: «научить учащихся...», «сформировать у школьников знания о...», либо отражают действия учителя, не связанные вообще с процессом взаимодействия на учебных занятиях: «доказать теорему о....», «вывести формулу плотно­сти», «показать учащимся...». В связи с формулировкой предметной цели во втором варианте возникает вопрос: нужны ли учителю в этом случае учащиеся, ибо выполнение этих действий связано только с одним дейст­вующим лицом - учителем.

Существует и еще один вариант формулировки предметных целей в действиях учителя. Этот вариант представлен следующими целями: «познакомить учащихся с...». Такая цель находит свое выражение в по-

167

ведении учителя - он действительно всего лишь знакомит детей с чем-то, невзирая ни на субъектный опыт детей, ни на логику усвоения учащими­ся научных знаний.

Как же следует формулировать эти цели в рамках стратегии раз­вития?

Сразу же отметим недопустимость акцентирования в целях на воз­действиях извне. Без личностного смысла знания учащимися не усваива­ются, они знакомятся лишь с информацией. Поэтому даже в целях необ­ходимо соответствовать реальной действительности - МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ СФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ. Предметные цели связаны с ор­ганизацией деятельности учащихся. А вот состоится усвоение или не со­стоится всецело зависит от степени соответствия воздействий учителя состоянию ученика.

Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся. Оказывается, что в предметном отношении учебное занятие имеет не одну, а несколько целей.

Что значит усвоить знания?

Начнем с анализа понятия «знания».

В настоящее время в науке нет точного и общепринятого опреде­ления понятия «знание». Достаточно сказать, что это понятие обозначает и общественное достояние (зафиксированное, объективированное с по­мощью слов, знаков, символов), и принадлежность субъекта - образы объектов объективной реальности, отношений между ними, возникающие благодаря обобщению содержания психических образований и сохра­няющиеся в памяти в виде представлений, понятий и суждений. А если учесть то, что зачастую учителями в реальной практической деятельности понятие «знание» отождествляется с понятием «информация» и, соответ­ственно в сознании у многих учителей предметные знания не всегда структурированы в соответствии с логикой научного знания, то проблема определения понятия «знание» становится весьма актуальной.

Не вдаваясь в детальный анализ изысканий в области определения понятия «знание», дадим его следующее определение: знания - есть ре­зультат духовной и практической деятельности людей, выраженный в системе фактов, представлений, понятий, правил, законов, теорий. Факты являются базой, основой всех других компонентов знания, ибо

они непосредственно отображают реальную действительность. Понятия служат для обозначения какого-либо вида объектов. В них рас­крывается сущность вещей, выделяются их общие и существенные признаки.

168

Правила, законы отражают существенные связи ограниченной совокуп­ности фактов, понятий.

Теории охватывают значительную совокупность фактов и связывающих их законов, позволяют подводить под общее понятие соответст­вующий класс конкретных явлений.

Помимо указанных элементов И.Я. Лернер в свое время выделил методологические и оценочные знания.

Методологические знания включают знания о конкретных методах науки, о различных способах деятельности.

Оценочные знания характеризуют нормы отношений к себе, содержа­нию и процессу собственной деятельности, к людям, природе, тру­ду и т.д.

Усвоить, т.е. буквально «присвоить», сделать своими, означает понять, запомнить и применить. Если отсутствует хотя бы один из этих грех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Мало только понять и осмыслить. Понимание и осмысление неизбежно окажется не­прочным, а главное - бесцельным без запоминания и применения. Исходя "из этого, предметные цели представим в следующем виде:

- помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;

- организовать деятельность учащихся по планированию совме­стно с учителем изучения новой темы;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению:

1) фактов ...;

2) понятий ...;

3) правил ...;

4) законов ...;

5) положений ... и др.;

6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (пред­метные) умения);

- обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные по­нятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисля­ются предметные умения);

- обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- организовать деятельность учащихся по обобщению и система­тизации знаний учащихся в рамках темы ...;

169

— обеспечить проверку и оценку знании и способов действий учащихся по теме ...;