logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Содержание этапа учебного занятия

1. Организация внимания учащихся.

2. Сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.).

195

3. Обеспечение осмысления учащимися методов исследования изучае­мых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным со­держательным выводам.

Для «онаучивания» субъектного опыта учащихся принципиальное значение имеет не столько сам результат, выраженный в форме знаний, сколько процесс, определяющий логику получения этого результата. Эта логика не существует в одном варианте. Как правило, существуют разные способы достижения предметного результата. Поэтому учителю следует демонстрировать учащимся, каким образом он пришел к выводам, к оп­ределенному знанию. Если возможно, то желательно предъявить школь­никам и другие возможные «пути движения» к полученному результату. Благодаря этому ребенок получает возможность выбрать тот путь пости­жения истины, который соответствует его интеллектуальным структурам.

4. Обеспечение усвоения методики изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

В результате введения учителем нового материала, в сознании школьника должна возникнуть четкая, стройная, согласованная с его субъектным опытом картина рассматриваемого явления или процесса. Это, в первую очередь, достигается безукоризненной логической после­довательностью самого предъявления учащимся познавательного объек­та. И уж совсем было бы хорошо, если логика предъявления явления или процесса была построена в совместной деятельности учителя и учащихся.

Если же объяснение с точки зрения логики напоминает «броунов­ское движение» или отдельные положения выпадают, нельзя надеяться, что учащиеся усвоят учебный материал на хорошем уровне.

Избежать такого объяснения помогает план изложения учебного материала (или структурно-логическая схема изложения), к которому учитель постоянно обращается в процессе предъявления нового познава­тельного объекта.

5. Создание содержательных и методических условия для философского осмысления детьми изучаемого материала.

Для того чтобы такое осмысление состоялось, необходимо дово­дить учащихся до уровня усвоения ведущих идей и концепций. Тогда, ус­ваивая определенные идеи, школьник усваивает и надпредметное (фило­софское, ценностное) содержание, которое в них заключено.

Например, идея развития в биологии напрямую сопряжена с идеей ответственности ныне живущих перед своими потомками за все, что се­годня с ними происходит; идея сложности живых систем - с идеей недо­пустимости безграмотного вмешательства в их функционирование (Д.Г. Левитес) и т.п.

196