logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.1. Управление: традиции и инновации

Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое

Георг Лихтенберг

Содержание этого параграфа позволит Вам:

— осмыслить сущность управления деятельностью Других;

— узнать о подходах к конструированию управления;

–– осознать, что управление может быть ненасильственным;

— изучить процесс рефлексивного управления;

–– определить свое отношение к рефлексивному управлению. Из всех процессов, осуществляющихся в школе, образовательный шляется ведущим, потому что в соответствии с философией адаптивного образовательного учреждения он обеспечивает раскрытие, реализацию и развитие личностного потенциала учащихся. В этом случае, как уже под­черкивалось, мы признаем ребенка субъектом. Но признание прав ребен­ка на индивидуальный выбор влечет за собой отказ учителя от жесткого прогноза и жесткого целенаправленного управления учебной деятельно­стью школьника. И в этой связи закономерно возникают вопросы:

• а надо ли управлять образовательным процессом и если надо, то каким оно должно быть?

• каковы место и роль учителя в управлении образовательным процессом?

• что нужно для этого знать и как осуществлять этот процесс на практике?

Именно ответу на эти вопросы посвящена данная глава. Образовательный процесс в школе осуществляется не одним человеком, а значительной группой людей, в которую входят учителя, учени­ки и их родители, руководители школы.

Для согласованности их действий, успешности достижения образовательных целей оптимальными путями и правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом.

81

Проблемы образовательного процесса адаптивной школы так или иначе связаны с механизмами управленческой деятельности. Недооценка роли управления выражается даже в том, что, как правило, весьма неэффективны попытки ввести современные образовательные технологии, если не предусматривается специальная разработка управленческих механизмов их введения в рамках школы,

В то же время анализ результативности этих новаций показывает, что без существенной перестройки организационной структуры и меха­низмов управления образовательным процессом они практически обрече­ны на провал. Поэтому так важно рассмотреть основные аспекты управ­ления образовательным процессом в адаптивной школе, причем в соот­ветствии с ее философией и образовательной политикой.

Прежде чем перейти к освещению этого вопроса, необходимо сде­лать предварительные пояснения, имеющие к нему прямое отношение. Следует, очевидно, начать с рассмотрения понятия «управление».