logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Проблемно-ориентированный анализ работы школы

1. ЗДОРОВЬЕ учащихся - один из основных результатов работы школы

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по следующим показателям:

- количество практически здоровых детей:

- количество учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья;

- количество учащихся, имеющих наиболее распространении заболевания.

Анализ данных показывает, что в школе более 50% учащихся имеют патологические заболевания. Эта цифра стабильно держится в течение двух лет. Исходя из медицинских карт учащихся, установлено, что наибольшее число заболеваний приходится на подростковый возраст. Безусловно, причина такого положения кроется, прежде всего, в особенностях физиологического развития школьников этого возрастного периода. Установлено, что происходит увеличение тубинфицированных школьников.

Изучение факторов, влияющих на здоровье учащихся, показало, что:

- в учебном процессе недостаточно обращается внимание на состояние психологического микроклимата на уроках;

- наблюдается повышенный уровень учебной и других перегрузок учащихся;

- фиксируется чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение детей, обусловленное: несоответствием предъявляемых учителями требований возможностям учащихся; оцениванием деятельности учащихся, построенном лишь на сравнении учащихся друг с другом по результатам выполнения заданий;

- укреплению здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе, а также воспитательного и учебного процессов в направления сохранения и укрепления здоровья.

324

Отмеченные проблемы в содержании и организации образовательного процесса обусловлены следующими недостатками в условиях работы школы:

- слабой ориентацией педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- недостаточным уровнем валеологической культуры учителей, работающих в школе;

- недостаточным включением в построение и организацию обра­зовательного процесса медиков;

- слабая материальная база, обеспечивающая содержание и орга­низацию спортивно-оздоровительной работы в школе.

2. Обученность учащихся.

Анализ данных об обученности учащихся показывает, что достижение первого из планируемых показателей успеваемости (количества учащихся, осваивающих учебные программы) происходит в результате дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися, значительной активизацией работы с семьями школьников, принятия мер дисциплинарного воздействия по отношению к «нерадивым ученикам» и др. В этой ситуации «благополучные» учащиеся остаются как бы вне поля зрения педагогического коллектива, вследствие чего ослабляется мотивационное обеспечение их учебной деятельности, что сказывается на ее результатах.

Лихорадка выравнивания во втором полугодии является следствием таких недостатков в образовательном процессе, как использование неэффективных технологий обучения детей, ориентированных на «средний» уровень; отсутствие необходимой внешней и внутренней дифференциации учащихся в процессе организации их учебной деятельности; недостаточный учет диагностических данных в повседневном образовательном процессе.

Анализ итоговых контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе показал, что программный материал усвоен большинством учащихся. Так, контрольную работу по математике из 109 учащихся на «4» и «5» написали 66 % учащихся. Не справились с работой 12% школь­ников. В качестве типичных, ошибок учащихся следует назвать: вычислительные ошибки, затруднения учащихся при решении примеров на вычитание и деление, ошибки в определении порядка действий.

Анализируя результаты диктантов по русскому языку, необходимо отметить, что практически все учащиеся начальной школы умеют писать текст под диктовку, осуществлять самопроверку. Нa «4» и «5» выполнили работу 65% учащихся, не справились с диктантом 11% детей. Основные »шибки: пропуск и замена букв, ошибки на правописание безударных глас-

325

ных, непроизносимых согласных, правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов и др.

Анализируя процесс обучения, следует отметить, что:

- все еще недостаточно уделяется внимание развитию у школьников личностно-смысловой сферы;

- преобладает «усредненный» подход к обучению школьников, практически не учитываются учебные возможности детей;

- доминирует ориентация учителей не на развитие личности, а только лишь на знания.