logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3. Философия адаптивной жизни

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.

Вольтер

Содержание этого параграфа позволит Вам:

Польский философ Тадеуш Котарбиньский однажды отметил: «Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты».

Определение базовых ценностей (концептуальных идей) школ, их исследование позволяет обозначить образовательному учреждению свое место в становлении и развитии ребенка.

Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать об­разовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученического и педагогического коллективов. Для того, чтобы такое соотнесение реально состоялось, необходимо, на наш взгляд, показать и механизмы реализации идей. В качестве таких механизмов могут выступать функции адаптивной школы, которые, в свою очередь, ну­ждаются в раскрытии их факторов и условий реализации.

Таким образом, концептуальные идеи конкретизируются в процес­се конструирования содержания, обоснования и разработки технологиче­ской обеспеченности образовательного процесса, управленческой дея­тельности руководителя школы и учителя.

Обозначив логику изложения последующего материала главы. Пе­рейдем к непосредственному анализу философии адаптивной школы.

Концептуальные идеи могут быть определены, исходя из учета тенденций развития образования, специфики деятельности адаптивной школы. Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также имею­щиеся теоретические и практические наработки по созданию разнообраз­ных моделей адаптивной школы, нами выделены следующие концепту­альные идеи: идея синергетического подхода, идея гуманитарно-

25

культурологического подхода, идея личностно-деятельностного подхода, идея диалогического подхода, идея рефлексивного подхода, идея открытости образовательной среды школы, идея приоритета положительной обратной связи, идея творчества, идея интеграции содержания (схема 5).

Схема 5

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Субъект собственной жизнедеятельности

Субъект предметной деятельности

Субъект деятельности общения

Субъект деятельности самосознания

Концептуальные идеи, определяющие построение содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов образовательной среды адаптивной школы

ИДЕЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Идея гуманитарно-культурологического подхода

Идея личностно-деятельностного подхода

Идея интегративности образова­тельного процесса

Идея творчества

Идея открытости обра­зовательной среды

Идея положительной обратной связи

Идея диалогического подхода

Идея рефлексивного подхо­да

В процессе анализа концептуальных идей обращается внимание на потребности практики, обусловившие появление той или иной идеи, рас­крытие сущности идеи, основные ее характеристики.

26

Безусловноo, приведенные базовые ценности адаптивной школы в виде концептуальных идей не являются исчерпывающими. Но выделенные идеи задают стратегию и тактики практической деятельности адаптивной школы.