logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса

Параметры, описывающие образовательный процесс

Характерные признаки взаимо­действия

Личностно-отчужденный образовательный процесс

  1. ЦЕЛЬ - формирование у школь­ников знаний, умений и навыков.

  2. ФУНКЦИЯ УЧИТЕЛЯ - информа­ционно-контролирующая.

  3. ФУНКЦИЯ УЧЕНИКА - исполни­тельская.

  4. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - репрес­сивный.

  5. СОДЕРЖАНИЕ - на уровне эм­пирических обобщений и частных способов деятельности.

  6. ДОМИНИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ -монологические.

  1. Повторяемость и статичность во взаимодействии «учитель - уча­щиеся».

  2. Прямое пооперационное управ­ление действиями учащихся.

  3. Преобладание внешней стиму­ляции, внешней обратной связи, репродуктивной рефлексии.

  4. Показатель эффективности -полнота и точность воспроизве­дения параметров, заданных учителем.

Личностно-ориентированный образовательный процесс

  1. ЦЕЛЬ - содействие ученику в раскрытии, реализации и разви­тии его личностного потенциала.

  2. ФУНКЦИЯ УЧИТЕЛЯ - организационно-стимулирующая.

  3. ФУНКЦИЯ УЧЕНИКА - само­управление деятельностью.

  4. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - сотруд­ничающий.

  1. Динамическое развитие во взаи­модействии «учитель - учащие­ся».

  2. Общее направление, руково­дство, рефлексивное управление как управление самоуправляе­мой деятельностью учащихся.

  3. Внутренняя стимуляция, преоб­ладание продуктивной рефлек-

121

  1. СОДЕРЖАНИЕ - на уровне фи­лософского представления и обобщенных способов деятель­ности.

  2. ДОМИНИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ -диалогические.

сии.

4. Показатель эффективности - рост самостоятельности учащихся.

На теоретическом уровне раскрываются и ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Его отличия от учебного процесса хорошо показаны И.С. Якиманской (Технология личностно-­ориентированного образования. М., 2000).

Сравним образовательный и учебный процессы по ряду важных параметров:

1) по целям: учебный процесс имеет своей доминирующей целью усвоение предметных знаний, умений и навыков; в образовательном процессе на передний план выдвигается основная цель - раскрытие индивидуальных ресурсов ребенка, содействие развитию его познава­тельных способностей, познавательной самостоятельности, посредст­вом предметных знаний, умений и навыков;

2) по содержанию: в учебном процессе содержание определяется учеб­ными программами, едиными для всех; в образовательном, процессе предусматривается индивидуализация содержания. При этом особое внимание в образовательном процессе акцентируется на общекуль­турных ценностях;

3) по процессу: учебный процесс ведется через обучение при домини­рующей роли учителя; в образовательном процессе деятельность педа­гога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика.

Для организации образовательного процесса, в котором доминиру­ет деятельность ученика, учителю необходимо знать структуру УЧЕНИЯ школьника.

Однако предварительно необходимо дать пояснения по поводу ис­пользования следующих (очень часто употребляемых) терминов: «позна­вательная деятельность», «учебная деятельность», «учебно-познава­тельная деятельность» и «учение».

Сразу же обратим внимание на существенные различия между по­нятиями «учебная деятельность» и «познавательная деятельность». Дело в том, что обозначенные деятельности различаются прежде всего своим ПРОДУКТОМ. Так, продуктом познавательной деятельности человека являются знания, а происходящие при этом изменения в субъекте вы­ступают всего лишь как побочный результат. В учебной деятельности прямым продуктом выступают изменения в самом субъекте. Эти измене­ния в отрыве от субъекта утрачивают всякий смысл.

122

В концепции В.В. Давыдова учебная деятельность - особая форма активности школьника, направленная на изменение самого себя как субъекта.

В учебно-познавательной деятельности преобладает познавательная активность и основной ее целью являются изменения в познавательной сфере учащихся. Поэтому с точки зрения философии адаптивной школы имеет смысл говорить об учебной деятельности учащихся, так как оно означает приобретение всех элементов субъектного опыта, а не только знаний и познавательных действий.

А как же соотносятся понятия «учебная деятельность» и учение»?

Под учением мы понимаем активную целостную деятельность самого ученика в единстве его компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и происходящих у него изменений в психическом развитии, в характеристиках его личности. Мы не разводим понятия «учение», «учебная деятельность», т.к. считаем сущностью учения или учебной деятельности самостоятельную, целенаправленную, самоуправляемую, мотивированную деятельность ученика по овладению маниями, способами их добывания, переработки и применения, в ходе которой происходят изменения в его субъектном опыте.

В составе учения как системы выделяются следующие компоненты:

мотивационный: потребности, интересы, мотивы, обеспечи­вающие включение ученика в процесс активного учения и со­хранение активности на всех этапах учебной деятельности;

ориентировочный: принятие учеником цели учебной деятель­ности, ее планирование и прогнозирование. Если такая цель от­сутствует, то невозможно говорить о том, что образовательный процесс для данного ученика реализуется;

содержательно-операционный: система ведущих знаний (представления, факты, понятия, правила, законы, теории, при­ложения и следствия из теории) и способы учения как инстру­мент получения, переработки и хранения информации;

энергетический: внимание, воля, эмоции;

рефлексивный: самоконтроль и самооценка результата и хода выполнения действий, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, саморегулирование и коррекция учения, само­управление учением в целом.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны. Так, уже на уровне мотивации идет ориентация в деятельности, проявляется отношение к ее содержанию и способам осуществления. При реализации каждого компо-

123

цента идет рефлексия, затрачивается энергия, проявляется воля и обязательно осуществляется регулирование и коррекция.

Выстроенная структура учения дает возможность сформулировать следующее определение: учение - это целенаправленная мотивационная, самоуправляемая, отражательно-преобразующая деятельность ученика.

Движущей силой учения является противоречие между выдвигаемыми ходом образовательного процесса, его логикой, познавательными и практиче­скими задачами и наличными учебными возможностями школьника.

Мы не ставили задачу раскрыть всю теорию образовательного процесса, ибо она изучается в курсе педагогики. Нам необходимо было раскрыть сущность образовательного процесса и учения как специфических управляемых и самоуправляемых систем.

Первый теоретический уровень образовательного процесса определяет понимание сущности всех последующих уровней. На этом уровне велика роль учителя, так как, прежде всего он должен хорошо знать сущ­ность и особенности образовательного процесса, его цели, содержание и др. компоненты, связи между ними. Словом, знать все об образовательном процессе как системе, обладающей возможностью для развития и, следо­вательно, для повышения качества образования.

Роль ученика здесь практически нулевая. Она проявляется только на четвертом уровне, когда учитель уже осуществляет образовательный процесс.

Но овладевает ли ученик теоретическим уровнем образовательно­го процесса и должен ли он это делать?

В образовательном процессе у школьника постепенно формируется представление об образовательном процессе в целом, о собственной учебной деятельности. Важно, чтобы ученик овладевал умениями осуществлять рефлексию и самоуправление учением. Иными словами, ученик должен быть субъектом учебной деятельности.

И

Таким образом, овладение учителем основами теоретических знаний о сущности образовательного процесса является важнейшим условием построения на практике образовательного процесса. Вторым условием является понимание учеником действий учителя и его готовность к осуществлению учебной деятельности.

менно эти умения будут способствовать подготовке ученика к самосовершенствованию через самообразование.

Осуществление этих основных условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в образовательном процессе.

124

Можно порекомендовать учителям делать образовательный процеcc ОТКРЫТЫМ и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, каковы их преимущества. Тогда ученик будет относиться осмысленно к своей учебной деятельности и овладевать знаниями теории образовательного процесса и учения не специально, а естественным путем.

Однако на первом уровне образовательного процесса доминирует роль учителя: он специально готовится к этой деятельности, получая педагогическое образование. Ученик же лишь стимулируется к усвоению некоторых теоретических вопросов при осуществлении образовательного процесса на практике.