Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
Так, например, ведущая идея курса органической химии (11-й класс) - зависимость свойств органических соединений от их строения (структуры) - включает в себя и фундаментальную идею отражения, и ведущую идею курса химии (неорганической и органической) о зависимости свойств химических элементов и химических соединений от их строения.
Рассмотрим далее структуру стержневых линий на примере алгебры (таблица 7). Стержневыми линиями учебного предмета следует считать: формально-оперативную (тождественные преобразования), вычислительную, функциональную, уравнения и неравенства. В соответствии с этими линиями в учебном курсе каждого класса выделяются ведущие темы (основные теории, следствия, законы (правила, теоремы), фундаментальные понятия и др.).
Таблица 7
Структура содержательных линий по алгебре
Классы
| Линия уравнений | Линия неравенств | Вычислительная линия | Формально- оперативная линия | Функциональная линия |
5-й
| Решение уравнений на основе зависимости между компонентами. | Понятие неравенства. Двойное неравенство. | Натуральные числа. Десятичные дроби.
| Распредели-тельный закон умножения
| Числовой луч.
|
6-й
| Свойства уравнений.
| Строгие и нестрогие неравенства.
| Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа. |
| Числовая прямая. Координатная плоскость.
|
7-й
| Линейное уравнение. Системы уравнений. |
| Степень с натуральным показателем. | Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного умножения. | Понятие функции. Линейная функция. У=х2 У=х3 |
8-й
| Квадратные уравнения. Дробно- рациональные уравнения.
| Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Системы неравенств. | Иррациональные числа. Степень с целым показателем.
| Рациональные дроби. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
| Обратная про-порциональ-ность.
|
9-й
|
| Неравенства второй степени. Решение неравенств методом интервалов. | Корень п-й степени
| Преобразование выражений, содержащих корни п-й степени.
| Квадратичная функция.
|
10-й
| Тригонометрические уравнения
| Простейшие тригонометрические неравенства.
|
| Вычисление производных.
| Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков. |
11-й
| Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения.
| Показательные и логарифмические неравенства.
| Логарифм числа.
| Вычисление интегралов. Обобщение понятия степень.
| Первообразная функция. Степенная, показательная и логарифми-ческая функции. |
144
2.3.3. Требования к разработке и корректировке образовательной программы.
При отсутствии государственного стандарта, нормативно утвержденного, отвечающего идеям и принципам гуманитарной направленности образования, особое значение приобретает способность учителя самостоятельно реализовывать эти идеи и принципы при разработке содержания отдельных тем, разделов учебного курса, а также в программах отдельных спецкурсов и факультативов. Более того, работая в рамках сочетания классно-урочной системы и предметно-группового обучения педагог вынужден разрабатывать образовательную программу для того или иного практикума. Поэтому становится важным раскрытие процедур моделирования учителем образовательной программы в целом или ее отдельных тем на основе учета новой парадигмы образования - личностно-деятельностной.
Безусловно, что и сама образовательная программа и моделирование должны представлять собой систему. Каким определением системы необходимо воспользоваться в этом случае?
Воспользуемся определением процессной системы Оптнера.
Система — это целостное соединение объектов:
• входа (совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс, в нашем случае процесс моделирования);
• выхода (результат процесса моделирования, он может делиться на основной и побочный);
• процесса (отношение между входом и выходом). В системе выделяют три вида процессов: основной, обеспечивающий и управления). Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы последующих систем. Управление обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом;
• ограничений (совокупность норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы) (лаз).
Итак, что на входе?
Цели образования (обусловленные анализом тенденций развития мирового сообщества).
1. Структура личности.
Ориентация на структуру личности обусловлено тем, что обучение направлено на развитие личности. Ее основные компоненты: опыт личности (знания, умения, творчество, ценностные отношения), механизмы
145
психики (восприятие, мышление, речь, память, воображение, самоуправление), типологические свойства (темперамент, задатки и способности).
2. Структура деятельности.
Обычно ставится в соответствие с основными сторонами культуры личности, на формирование которых эта деятельность направлена. В качестве базисных компонентов деятельности выделяются: интеллектуально-познавательная, ценностно-ориентационная, эстетически-художественная, коммуникативная, спортивно-оздоровительная, трудовая.
3. Дидактический стандарт,
4. Структура объекта изучения (стержневые линии) — задает состав знаний и уровень их предъявления и усвоения школьниками.
5. Структура научного знания:
научные факты:
понятия и величины;
принципы и законы;
теории;
следствия и приложения.
6. Потребности, мотивы обучаемых.
Основной процесс (моделирование) включает в себя следующие подпроцессы: 1. Изучение потребностей, запросов, мотивов и целей обучаемых.
2. Построение системы целей развития личности обучаемых средствами учебного предмета, исходя из целей образования.
3. Построение системы познавательных целей исходя из структуры учебного предмета, структуры научного знания.
4. Отбор инвариантной части содержания образовательной программы:
— первый способ: набор ведущих идей и концепций по предмету в соответствии с уровнем развития науки и устанавливаемым государственным образовательным стандартом. Наполнение этих идей и концепций соответствующим содержанием зависит от направленности обучения и уровня изучения предмета (мировоззренческий, теоретический, прикладной (уровни изучения, знания (до уровня теории) и освоения)). Учитель использует уже готовый набор идей и концепций по своему предмету и наполняет их конкретным содержанием на уровне разделов в зависимости от уровней изучения данного предмета;
— второй способ: выбор одной или нескольких ведущих идей и концепций по данному предмету в соответствии с профилем обучения и наполнение их конкретным содержанием следующим образом: ведущая идея или концепция, по разделу - соответствующая теория или закон, по теме - понятия, необходимые для усвоения данной теории или за-
146
кона. Этот способ предусматривает творчество учителя по отбору и конструированию содержания образования на более высоком уровне -уровне учебного предмета. Учитель выбирает одну из версий своего предмета, и тогда ученики медицинского, технического или гуманитарного направлений будут изучать действительно разную биологию, физику или литературу Д. Левитес).
5. Отбор вариативной части содержания образования, направленного на развитие потребности обучаемых в знаниях, способах деятельности и отношениях:
история науки;
биографии ученых, общественных деятелей;
анализ жизненных ситуаций;
содержание пограничных наук;
обращение к личному опыту учащихся;
показ практической значимости изучаемого материала;
использование противоречий между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями.
Ограничения:
Тенденции мирового общественного развития.
Социально-экономические условия жизни в России.
Принципы отбора содержания образования:
- системный подход к проблеме содержания образования;
- приоритет развивающей цели обучения перед познавательной;
- соответствие развивающих и познавательных целей обучения друг другу;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип преемственности.
Выход:
Содержательное наполнение структурных компонентов содержания образования:
объяснительная записка (назначение программы, цель учебного курса, задачи курса);
перечень учебных тем по стержневым линиям учебного курса;
тематический план учебных занятий;
содержание курса (характеристика тем (факты, понятия, законы);
тематика и содержание семинарских занятий;
тематика и содержание практических занятий;
примерная тематика рефератов (курсовых работ, выпускных работ);
литература.
147
Важное место на этом уровне занимает обеспечение индивидуальной образовательной траектории обучаемых.
Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решение этой задачи предполагается двумя путями. Первый - дифференциация обучения (обучение по специализации).
Второй способ - собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждому учебному предмету. Каждому предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин.
Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Напомним, что под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей - познавательных, творческих, способностей самоорганизации и др.
Обучаемый сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены возможности:
• определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
• ставить собственные цели в изучении конкретных разделов;
• выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
• применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям;
• рефлексивно осознавать полученные результаты;
• осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Представим далее ЭТАПЫ образовательной деятельности обучаемого, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.
Первый этап - диагностический
На этом этапе реализуются следующие действия:
• диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучаемого, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области;
• определение начального объема и содержания предметного образования обучаемого;
• диагностика индивидуальной ориентации на содержательные признаки изучаемого учебного материала;
• выявление индивидуальных способов учебной работы школьника;
• выявление учителем мотивов деятельности обучаемого по отношению к образовательной области, предпочитаемых форм и методов осуществления занятий.
148
Второй этап содержательно-целевой:
–– фиксирование учеником и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области с целью обозначения предмета дальнейшего познания;
–– составление обучаемым исходного концепта темы, которую ему предстоит освоить (выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, тезисной форме содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные функциональные проявления).
Третий этап - планово-прогностический:
–– планирование каждым обучаемым индивидуальной образовательной области;
–– определение итогового образовательного продукта;
–– уточнение форм и методов работы обучаемого;
–– составление плана работы, отбор средств и способов деятельности;
–– установление системы контроля и оценки деятельности;
–– создание индивидуальной программы обучения.
Четвертый этап - организационно-исполнительский:
–– реализация индивидуальной образовательной программы.
Пятый этап - рефлексивно-оценочный:
–– демонстрация личных образовательных продуктов;
–– самооценка и оценка учителя образовательного продукта ученика;
–– самооценка и оценка учителя процесса достижения образовательного результата;
–– рефлексия ученика по поводу своей деятельности.
- Содержание
- Введение
- Проблематика книги
- Структура книги
- Глава 1. Характеристика адаптивной школы
- 1.1. Состояние современного образования
- Хенрик Ягодзиньский
- 1.1.1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование.
- Образование является одним из основных факторов развития «культурного человека».
- Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
- Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
- Н аучиться учиться
- Научиться работать
- П рофессионал
- Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
- Сущность адаптивной школы
- 1.2.1. «Адаптация», «социальная адаптация», ...«адаптивная школа».
- 1.2.2. Школа для личностей.
- Иначе, в адаптивной школе должна быть создана определенная образовательная среда, помогающая каждому ребенку быть личностью.
- Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.
- 1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы.
- 1.3. Философия адаптивной жизни
- 1.3.1. Идея синергетического подхода.
- 1. Школа характеризуется открытостью: между школой и ее окружением существуют взаимосвязи»
- Динамичность школы (школа непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям) и сложность (школа состоит из многочисленных подсистем, также являющихся
- 3. Самоуправляемое развитие школы характеризуется
- 1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода.
- 1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.
- Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание).
- Субъектный опыт есть опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности.
- Таким образом, педагогу важно создавать условия для того, чтобы учащиеся формулировали образовательные цели самостоятельно с учетом своих учебных возможностей.
- Для этого следует организовать такое взаимодействие в системе «учитель - ученик», в котором школьник осуществляет самоуправление учением.
- 1.3.4. Идея рефлексивного подхода.
- Развитие рефлексивной культуры личности является одной из главных идей современного образования.
- Определяющей представляется рефлексия в сфере самосознания, так как только в этом случае можно обнаружить ученика, способного к самоизменению, учащего себя (31).
- 1.3.5. Идея диалогического подхода.
- Уместная в некоторых ситуациях в области предметного обучения, манипуляция может пагубно сказаться в сфере воспитания и на межличностных отношениях учителя и учащихся.
- 1.3.6. Идея открытости образовательной среды.
- Но тогда школа должна быть открытой социально-педагогической системой
- 1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.
- Речь идет не об ускорении развития, не об усиленных затратах субъектов, а об использовании всех своих возможностей.
- Необходимо оценивать изменение состояния ученика, учителя, школы.
- 1.3.9. Идея интегративности образования.
- Охарактеризованные концептуальные идеи «задают» идеальный образ адаптивной школы. Все они взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
- 1.4. Функции адаптивной школы Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
- Функция - это роль, которую выполняет школа, удовлетворяя потребности личности, общества и государства.
- 1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
- Взаимосвязь концептуальных идей и функций адаптивной школы
- Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику фиксировать любое свое продвижение.
- 1.4.2. Ориентационная функция.
- Иными словами, эта функция предполагает помощь человеку в самоопределении, выявлении и реализации его индивидуальных возможностей.
- Ориентационная функция адаптивной школы проявляется в помощи школьнику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении.
- Ориентационная функция адаптивного образовательного учреждения реализуется и в создании внутришкольных служб ориентации (центров учебной и профессиональной ориентации и т.П.).
- 1.4.3. Реабилитационная функция.
- 1.4.4. Коррекционная функция.
- 1.4.5. Стимулирующая функция.
- 1.4.7. Кооперационная функция.
- Литература
- Глава 2. Управление образовательным процессом в адаптивной школе
- 2.1. Управление: традиции и инновации
- 2.1.1. Управление — это ...
- В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирования управления.
- 2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.
- Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.
- Формы и виды насилия в школе
- Иными словами, ненасильственное действие должно быть построено таким образом, чтобы полностью сохранить свободу выбора решения личностью, на которую оно направлено.
- Поведение
- Отношение
- Состояние
- Рефлексивная позиция ученика позволяет осуществить эффективное разрешение проблемно-конфликтной ситуации за счет переосмысления своего прежнего учебного опыта.
- Стадия стабилизации
- Стадия системной рефлексии
- Рефлексию учителем своей деятельности и деятельности учащихся.
- 2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе
- 2.2.1. Сущность образовательного процесса.
- Поэтому образовательный процесс можно рассматривать как смену состояний системы деятельности участников этого процесса. На разных его уровнях меняются роль и место его участников.
- 2.2.2. Образовательный, процесс как педагогическая система.
- Образовательный процесс
- Взаимодействие как проявление особенностей образовательного процесса
- 2.3. Моделирование содержания образовательного процесса
- Таким образом, учителю в процессе моделирования содержания образования необходимо ориентироваться на все четыре компонента, образующих структуру социального опыта.
- Таким образом, содержание образовательного процесса в целом можно представить в виде трехмерного пространства.
- Матрица построения содержания образовательного процесса на уровне учебного предмета
- Содержание интеллектуально-познавательной деятельности
- Формирование содержания образования в лингвистической гимназии № 5 г. Белгорода
- Обоснование учебного плана начальной школы
- Обоснование учебного плана средней школы № 47 г. Белгорода
- Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как правило, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.
- 2.4. Управление образовательным процессом на основе технологических карт учителя
- 2.4.З. Технологическая карта — основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельностью.
- Примерная форма ведения учеником тетради самоконтроля
- 2.4.4. Технологическая карта учителя — основа управления образовательным. Процессом, руководителем школы.
- 2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном занятии
- К.Д. Ушинский
- Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия.
- 2.5.1 Цели современного учебного занятия.
- Структурирование содержания учебного предмета
- Таким образом, в образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.
- Итак, лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
- 2.5.2. Типология учебных, занятий.
- Структура процесса усвоения Восприятие Осмысление Запоминание Применение Обобщение
- Восприятие
- 2.5.3. Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия.
- Поскольку любое учебное занятие есть искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система, то, следовательно, из этого набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
- Примерная структура вводного учебного занятия
- Возможные макроструктуры учебного занятия по изучению нового материала Линейные макроструктуры
- 1 Вариант 2 вариант 3 вариант
- 4 Вариант 5 вариант 6 вариант
- 2.5.4. Конструирование учебного занятия. Опорная карта для конструирования учебного занятия.
- 1. Организационный этап
- 2. Этап проверки домашнего задания
- 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- 4. Этап изучения нового материала Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- «Мудрые совы»
- 5. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Условия выполнения образовательных задач
- 6. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности Образовательные задачи этапа
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- Условия выполнения образовательных задач
- Педагогические техники, позволяющие решать
- 7. Этап применения знаний и способов деятельности Образовательные задачи
- Содержание этапа учебного занятия
- Показатели выполнения образовательных задач
- 8. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
- 9. Этап контроля и самоконтроля
- 10. Этап коррекции
- 11. Этап информации о домашнем задании
- 12. Этап подведения итогов учебного занятия
- 13. Этап рефлексии
- Содержательная основа учебного занятия: Содержание
- Макроструктура учебного занятия План учебного занятия
- Качество каждого учебного занятия как системы зависит от уровня его целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и силой тесноты связи между ними.
- 2.6. Реальный образовательный процесс
- Таким образом, ученик осуществляет самоуправление своей деятельностью.
- Управление образовательным процессом
- 2.7. Качество образовательного процесса
- Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.
- Качество - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств, определяющая специфику того или иного предмета.
- Понятие «качество образования»
- В этой связи под «качеством знании» мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 2.8. Образовательный мониторинг
- Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
- Мониторинг качества образования в школе (продуктивность образовательного процесса) (разработан школой № 22 г. Белгорода)
- (Разработан школой № 22 г. Белгорода)
- Литература
- Глава 3. Образовательные технологии
- 3.1. Классификация содержательных образовательных технологий
- 3.2. Технологии традиционной школы
- 3.2.1. Технология уровневого обучения
- Системы действий учителя и ученика
- 3.2.2. Технология модульного обучения
- Системы действий учителя и ученика
- Технологическая карта по каждой параллели классов
- Тематический блок «Взаимодействие тел»
- Литература
- Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Модуль «Взаимодействие тел. Масса тела»
- 3.3. Технология «школы развития»
- 3.3.1. Технология проектного обучения
- Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
- Тема проекта: «наш пруд»
- Этапы работы над проектом
- 1 Этап: «Разработка проектного задания» /два урока /
- 2 Этап: «Разработка проекта» /три урока и самостоятельные занятия в медиатеке/
- 3 Этап: «Оценка результатов» /два урока/
- 4 Этап: «Защита проекта» /два урока/
- 5 Этап: «Рефлексия» /один урок/
- Тема проекта «питьевая вода: хлорировать, озонировать, или..?»
- Этапы работы над проектом
- 3.3.2. Дальтон-технология
- Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии
- Системы действий учителя и учащихся
- Тема: анализ лирического произведения
- Тема: повторение изученного в 5─9-х классах
- Рекомендацнии к составлению плана учителя-экспериментатора
- Рекомендации к анализу заданий по Дальтон-плану
- Анкета для учащихся
- Анкета для учащихся
- Информация для родителей
- 3.3.3. Технология развития критического мышления учащихся
- Системы действий учителя и учащихся
- Вводное учебное занятие с использованием технологии развития критического мышления
- Тема: петр I и его эпоха
- 1 Этап: «вызов»
- 2 Этап: «осмысление»
- 3 Этап: «чтение с пометками»
- 4 Этап: «рефлексия»
- 3.4. Технология «школы социализации»
- Исходные научные идеи
- 7. «Рефлексия»
- Краткая аннотация документа
- Информационная справка о школе
- Количественная характеристика
- Характеристика педагогического коллектива
- Особенности управления школой
- Состояние материально-технической базы
- Содержание образовательного процесса
- Характеристика действующего учебного плана школы
- Содержание внеурочной воспитательной работы в школе
- Организация образовательного процесса
- 1. Социальная среда школы
- 2. Субъекты и источники социального заказа школы
- Анализ достижений школы
- Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы школы
- Концепция модели адаптивной школы
- Характеристика начальной школы
- Характеристика неполной средней школы
- Характеристика полной средней школы
- Содержательная модель образовательного процесса
- Обоснование учебного плана
- Управленческая модель
- Линейно-функциональная модель организационной структуры управления школой
- Модель обеспечивающих процессов
- Стратегии и задачи перехода школы к новой модели
- Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования»
- Задачи, вытекающие из направления «совершенствование образовательного процесса
- Экспериментальный учебный план школы на 1998/99 учебный год
- II. Анализ и прогноз изменений социального и индивидуального заказа школе
- III. Анализ достижений школы
- IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы
- Приоритетные проблемы
- Концепция новой модели лингвистической школы. Философия лингвистической школы
- Миссия лингвистической школы
- Теоретические подходы к построению модели лингвистической школы (образовательная политика)
- Идея рефлексивности
- Идея включения субъектного опыта личности в образовательный процесс
- Идея интегративности
- Общая характеристика образовательной модели
- Первый аспект - личностное развитие ребенка.
- I. Обоснование учебного плана
- II. Содержание воспитательного процесса
- Организационная модель образовательного процесса
- Организационно-исполнительская деятельность
- Контрольно-регулировочная деятельность
- Стратегия реализации концепции новой модели
- 2. Аналитическое обоснование образовательной программы
- 1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
- 2. Сформированность ценностных отношений учащихся
- 3. Обученность учащихся школы
- Приоритетные проблемы школы