logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Стержневые идеи учебного предмета представляют собой, как прави­ло, единство, менее общих, более общих, фундаментальных и всеобщих идей наук.

Так, например, ведущая идея курса органической химии (11-й класс) - зависимость свойств органических соединений от их строения (структуры) - включает в себя и фундаментальную идею отражения, и ведущую идею курса химии (неорганической и органической) о зависи­мости свойств химических элементов и химических соединений от их строения.

Рассмотрим далее структуру стержневых линий на примере алгеб­ры (таблица 7). Стержневыми линиями учебного предмета следует считать: формально-оперативную (тождественные преобразования), вычис­лительную, функциональную, уравнения и неравенства. В соответствии с этими линиями в учебном курсе каждого класса выделяются ведущие те­мы (основные теории, следствия, законы (правила, теоремы), фундаментальные понятия и др.).

Таблица 7

Структура содержательных линий по алгебре

Классы

Линия уравне­ний

Линия

нера­венств

Вычисли­тельная

линия

Формально-

оперативная

линия

Функцио­нальная

линия

5-й

Решение

уравнений

на основе

зависимо­сти между

компонен­тами.

Понятие

неравен­ства.

Двойное

неравен­ство.

Натуральные чис­ла. Десятичные

дроби.

Распредели-тельный за­кон умноже­ния

Число­вой луч.

6-й

Свойства

уравне­ний.

Строгие и

нестрогие

неравен­ства.

Обыкновенные

дроби.

Положи­тельные и

отрица­тельные

числа.

Число­вая пря­мая. Ко­орди­натная плоскость.

7-й

Линейное уравне­ние. Системы уравнений.

Степень с натураль­ным показателем.

Действия со

степенями.

Одночлены и многочлены. Формулы сокращенного умножения.

Понятие

функции.

Линейная функция.

У=х2

У=х3

8-й

Квадрат­ные урав­нения.

Дробно-

рацио­нальные

уравне­ния.

Числовые неравен­ства и их свойства. Неравен­ство с од­ной пере­менной. Системы нера­венств.

Иррацио­нальные числа. Степень с целым по­казате­лем.

Рациональ­ные дроби. Преобразо­вание выра­жений, со­держащих квадратные корни.

Обрат­ная про-порциональ-ность.

9-й

Неравенства второй степе­ни. Реше­ние нера­венств ме­тодом ин­тервалов.

Корень п-й сте­пени

Преобразо­вание выра­жений, со­держащих корни п-й степени.

Квадра­тичная функция.

10-й

Тригонометриче­ские урав­нения

Простей­шие три­гономет­рические неравен­ства.

Вычисление производных.

Тригоно­метриче­ские функции. Иссле­дование функций с помо­щью произ­водной и построение графиков.

11-й

Иррацио­нальные уравне­ния. Пока­зательные и лога­рифмиче­ские урав­нения.

Показа­тельные и логариф­мические неравен­ства.

Логарифм числа.

Вычисление интегралов. Обобщение понятия сте­пень.

Перво­образная функция. Степенная, показательная и логарифми-ческая функции.

144

2.3.3. Требования к разработке и корректировке образовательной программы.

При отсутствии государственного стандарта, нормативно утвержденного, отвечающего идеям и принципам гуманитарной направленности образования, особое значение приобретает способность учителя самостоятельно реализовывать эти идеи и принципы при разработке содержания отдельных тем, разделов учебного курса, а также в программах отдельных спецкурсов и факультативов. Более того, работая в рамках сочетания классно-урочной системы и предметно-группового обучения педагог вынужден разрабатывать образовательную программу для того или иного практикума. Поэтому становится важным раскрытие процедур моделирования учителем образовательной программы в целом или ее отдельных тем на основе учета новой парадигмы образования - личностно-деятельностной.

Безусловно, что и сама образовательная программа и моделирова­ние должны представлять собой систему. Каким определением системы необходимо воспользоваться в этом случае?

Воспользуемся определением процессной системы Оптнера.

Система — это целостное соединение объектов:

входа (совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс, в нашем случае процесс моделирования);

выхода (результат процесса моделирования, он может делиться на основной и побочный);

процесса (отношение между входом и выходом). В системе вы­деляют три вида процессов: основной, обеспечивающий и управления). Основной процесс преобразует вход системы в ос­новной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы последующих систем. Управление обеспечи­вает соответствие между фактическим и желаемым выходом;

ограничений (совокупность норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы) (лаз).

Итак, что на входе?

Цели образования (обусловленные анализом тенденций развития мирового сообщества).

1. Структура личности.

Ориентация на структуру личности обусловлено тем, что обучение направлено на развитие личности. Ее основные компоненты: опыт личности (знания, умения, творчество, ценностные отношения), механизмы

145

психики (восприятие, мышление, речь, память, воображение, самоуправление), типологические свойства (темперамент, задатки и способности).

2. Структура деятельности.

Обычно ставится в соответствие с основными сторонами культуры личности, на формирование которых эта деятельность направлена. В качестве базисных компонентов деятельности выделяются: интеллектуально-познавательная, ценностно-ориентационная, эстетически-художественная, коммуникативная, спортивно-оздоровительная, трудовая.

3. Дидактический стандарт,

4. Структура объекта изучения (стержневые линии) — задает состав знаний и уровень их предъявления и усвоения школьниками.

5. Структура научного знания:

6. Потребности, мотивы обучаемых.

Основной процесс (моделирование) включает в себя следующие подпроцессы: 1. Изучение потребностей, запросов, мотивов и целей обучаемых.

2. Построение системы целей развития личности обучаемых средствами учебного предмета, исходя из целей образования.

3. Построение системы познавательных целей исходя из структуры учебного предмета, структуры научного знания.

4. Отбор инвариантной части содержания образовательной программы:

первый способ: набор ведущих идей и концепций по предмету в соответствии с уровнем развития науки и устанавливаемым государственным образовательным стандартом. Наполнение этих идей и концепций соответствующим содержанием зависит от направленности обучения и уровня изучения предмета (мировоззренческий, теоретический, прикладной (уровни изучения, знания (до уровня теории) и освоения)). Учитель использует уже готовый набор идей и концепций по своему предмету и наполняет их конкретным содержанием на уровне разделов в зависимости от уровней изучения данного предмета;

второй способ: выбор одной или нескольких ведущих идей и концепций по данному предмету в соответствии с профилем обучения и наполнение их конкретным содержанием следующим образом: ведущая идея или концепция, по разделу - соответствующая теория или закон, по теме - понятия, необходимые для усвоения данной теории или за-

146

кона. Этот способ предусматривает творчество учителя по отбору и конструированию содержания образования на более высоком уровне -уровне учебного предмета. Учитель выбирает одну из версий своего предмета, и тогда ученики медицинского, технического или гумани­тарного направлений будут изучать действительно разную биологию, физику или литературу Д. Левитес).

5. Отбор вариативной части содержания образования, направлен­ного на развитие потребности обучаемых в знаниях, способах деятельности и отношениях:

Ограничения:

  1. Тенденции мирового общественного развития.

  2. Социально-экономические условия жизни в России.

  3. Принципы отбора содержания образования:

- системный подход к проблеме содержания образования;

- приоритет развивающей цели обучения перед познавательной;

- соответствие развивающих и познавательных целей обучения друг другу;

- принцип деятельностного подхода;

- принцип преемственности.

Выход:

Содержательное наполнение структурных компонентов содержания образования:

147

Важное место на этом уровне занимает обеспечение индивидуальной образовательной траектории обучаемых.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решение этой задачи предполагается двумя путями. Первый - дифференциация обучения (обучение по специализации).

Второй способ - собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждому учебному предмету. Каждому предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин.

Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Напомним, что под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей - познавательных, творческих, способностей самоорганизации и др.

Обучаемый сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

• определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;

• ставить собственные цели в изучении конкретных разделов;

• выбирать оптимальные формы и темпы обучения;

• применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям;

• рефлексивно осознавать полученные результаты;

• осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Представим далее ЭТАПЫ образовательной деятельности обучаемого, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.

Первый этап - диагностический

На этом этапе реализуются следующие действия:

• диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучаемого, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области;

• определение начального объема и содержания предметного образования обучаемого;

• диагностика индивидуальной ориентации на содержательные признаки изучаемого учебного материала;

• выявление индивидуальных способов учебной работы школьника;

• выявление учителем мотивов деятельности обучаемого по отношению к образовательной области, предпочитаемых форм и методов осуществления занятий.

148

Второй этап содержательно-целевой:

–– фиксирование учеником и учителем фундаментальных образователь­ных объектов в образовательной области с целью обозначения пред­мета дальнейшего познания;

–– составление обучаемым исходного концепта темы, которую ему пред­стоит освоить (выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, те­зисной форме содержательный образ темы, который опирается на сис­тему фундаментальных образовательных объектов и их различные функциональные проявления).

Третий этап - планово-прогностический:

–– планирование каждым обучаемым индивидуальной образовательной области;

–– определение итогового образовательного продукта;

–– уточнение форм и методов работы обучаемого;

–– составление плана работы, отбор средств и способов деятельности;

–– установление системы контроля и оценки деятельности;

–– создание индивидуальной программы обучения.

Четвертый этап - организационно-исполнительский:

–– реализация индивидуальной образовательной программы.

Пятый этап - рефлексивно-оценочный:

–– демонстрация личных образовательных продуктов;

–– самооценка и оценка учителя образовательного продукта ученика;

–– самооценка и оценка учителя процесса достижения образовательного результата;

–– рефлексия ученика по поводу своей деятельности.