Формы и виды насилия в школе
Формы насилия | Осознанное насилие | Неосознанное насилие | ||
Прямое
| Косвенное
| Прямое
| Косвенное | |
Виды насилия | Приказ, запрет, нотация, ограничения, принуждение, упреки, навязывание (позиции, взглядов, ценностей, убеждений, норм поведения), физическое воздействие, подавление (инициативы, желаний, стремлений) | Через родителей, одноклассников, администрацию,других взрослых и детей
| Принуждение, упрек, ограничение, навязывание (позиции, взглядов, ценностей, убеждений, норм поведения), подавление (инициативы, желаний, стремлений) | Через родителей, одноклассни-ков, администрацию, других взрослых и детей
|
Какой вывод можно сделать на основании изложенного? Пожалуй, только один.
86
Заставить учащихся силой делать то, что нам кажется хорошим (а ведь действительно мы думаем, что в этом случае делаем благо для ребенка), -самое лучшее средство внушить им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
Что же представляет собой противоположное понятию «насилие» - понятие «ненасилие»?
Ненасилие можно рассматривать как этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования. Ненасилие отрицает принуждение как способ решения разнообразных межличностных проблем и конфликтов.
Примечательно то, что в философии ненасилие не расчленяется на теорию и практику. А это означает, что ненасилие может выступать как практически эффективный способ действия и как принципиальная позиция.
Особый интерес для проектирования управления образовательным процессом представляют положения о ненасилии как идеи определенной технологии деятельности. В этой связи можно вести речь и о ненасильственных действиях.
Постановка вопроса о ненасильственных действиях ставит проблему их определения.
На наш взгляд, ненасильственные действия - это действия, способствующие проявлению и увеличению полезных возможностей деятельности учащихся и учителей. Такие действия не должны в этом плане вести к каким-либо ограничениям в проявлении личностью своих творческих ресурсов. Но не означает ли это создание условий для вседозволенности в поведении учащихся? Конечно же, нет! Ведь задача Взрослого и состоит в том, чтобы способствовать показу самому Ребенку его личностных возможностей.