logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Первый аспект - личностное развитие ребенка.

Задачи:

1. Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью: памяти, слухового восприятия, мышления, воображении и эмоционально-волевой сферы учащихся.

2. Развитие языковых способностей (фонематический слух, имитационные способности, способность скоростного проговаривания), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка.

362

3. Приобщение учащихся средствами языка к иноязычной культу­ре и осознание детьми родной культуры, ранняя социализация ребенка.

4. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности.

Этот аспект предполагает выделение в содержании учебного мате­риала вопросов, касающихся понимания учащимися социальной и прак­тической значимости изучаемого материала, осознания личностной зна­чимости осваиваемого содержания.

Учебный процесс должен быть построен как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания, а не как «натаскивание» его на решение типовых задач. Только в этом случае ребенок становится субъ­ектом обучения. С этой целью особое место практически на каждом уро­ке будет уделяться созданию условий для осмысления учащимися соци­альной, практической и личностной значимости изучаемого материала. Основная роль будет отводиться инициированию и интенсификации ин­теллектуальной и личностной рефлексии учащихся. Тем самым в струк­туру урока включается этап рефлексии, позволяющий каждому ребенку переосмыслить свой субъектный опыт.

Второй аспект-диагностика учебных и личностных возможно­стей учащихся как условие обеспечения целостного развития личности.

Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся должна осуществляться по следующим пяти блокам.

1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.

Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, состоят в следующем:

- непосредственный интерес к предмету в целом;

- оценка ребенком социальной значимости изучаемого предмета;

- потребность в использовании и позитивном преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, накопленных знаний.

2. Интеллектуальная культура школьника, проявляющаяся в следующих показателях:

- наличие метазнаний — знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала (знания о сущности приемов умственной деятельности);

- умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий;

- умения классифицировать познавательные объекты;

- умения сравнивать познавательные объекты.

363

3. Культура учебной деятельности, проявляющаяся в следующих показателях:

— наличие знаний о структуре учебной деятельности;

— умения осуществлять целеполагание;

— умения планировать свою деятельность;

— умения организовывать свою деятельность;

— умения осуществлять самоконтроль.

4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в показателях:

— владение монологической (письменной и устной) речью;

— умения осуществлять диалог.

5. Самостоятельно выработанные школьниками способы учебной работы. в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта:

— преобладающая ориентация детей на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иной предмета;

— преобладающая ориентация на определенный способ фиксирования информации (схематический, графический, знаково-символический и т.п.).

6. Обученность учащихся:

— уровень усвоения учебного материала;

— успеваемость.

Ориентация на этот аспект предполагает овладение каждым учите­лем методами диагностики по выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной деятельности с учащимися Кроме того важно, чтобы включение этих методов в непосредственны и образовательный процесс обеспечивало учащимся возможность при изучении каждого учебного процесса познавать свой потенциал.

Третий аспект - формирование у школьников личностно смыслового отношения к родному языку.

Гуманитарная сущность образования выражается прежде всего че­рез родной язык, родное слово и текст. Уважение к родному языку является отражением уважения к родной земле, родному народу, его истории, его духовности.

Развитию ученика как языковой личности с ценностным личностно-смысловым отношением к родному языку будут способствовать прежде всего уроки русского языка и чтения. Но не следует умалять в этом вопросе роль других предметов. Поэтому необходимо обосновать единые требования в оценке языковой стороны уроков по различным учебным

364

предметам: терминологическая точность, связность, и четкость устных ответов, соблюдение культуры речи.

В этом направлении планируется создание школьного музея род­ной культуры «Родная русская культура в словах, образах и предметах».

Четвертый аспект - обеспечение преемственности дошкольно­го и начального школьного образования, а также начального школьного образования и среднего гимназического образования. При этом первостепенное значение должно уделяться требованиям, которые предъ­являет низшая ступень образования последующей ступени образователь­ной подготовки детей.

Этот аспект предполагает разработку содержания индивидуальной карты развития ребенка. Эта карта заполняется в дошкольных образова­тельных учреждениях, сотрудничающих с начальной школой, и передает­ся учителям. В свою очередь с картой индивидуального развития ребенок будет приниматься в гимназию № 5. Таким образом, появляется реальная возможность учета уровня развития учащихся и корректирования на ос­нове этого образовательного процесса.

Пятый аспект — сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Деятельность школы в этом направлении предполагает увеличение количества часов на занятия физической культурой; сокращение учебной нагрузки учащихся за счет четкого структурирования учителями учебного материала, предлагаемого детям. Предполагается разработка целостной программы «Здоровье», обеспечивающую включение всех учителей и родителей учащихся в процесс сохранения и укрепления здоровья детей..

Предстоит организация массовых спортивных мероприятий для учащихся и их родителей, различных спортивных клубов и секций.

Особое место в системе медико-оздоровительной работы будет занимать регулярная диспансеризация учащихся.

Шестой аспект - творческое развитие личности каждого ученика.

В связи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогала ребенку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и также по-разному их можно передать в речи.

Реализация этого аспекта ориентирует учителей на использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода их решению, что предполагает сокращение заданий на воспроизведение учебного материала (не в ущерб отработки основных умений и навыков учащихся).

Особое место в этом направлении занимает развитие творческих способностей учащихся в процессе эстетически-художественной деятель­ности.

365

Работа таких кружков, как «Хореография», «Обучение игре на баяне и аккордеоне», «Хоровое пение», «В мире музыки» позволит каждом ребенку реализовать свои эстетические склонности.

Необходимо обеспечить также развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к народному творчеству, что предполагает организацию краеведческих кружков, проведение творческих дел, связанных с национальными традициями.