logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Содержательная модель образовательного процесса

Основу образовательного процесса должна составить ориентация педагогов на учебные и личностные возможности учащихся, их непре­рывное наращивание. При этом государственные стандарты не являются

332

определяющими в построении образовательного процесса в школе. На первый план должны выдвигаться цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Исходя из целей работы школы, приоритетных проблем, содержа­ние образовательного процесса будет представлено следующими аспектами.

Первый аспект — диагностика учебных и личностных возможностей учащихся.

Реализация ресурсного подхода предполагает, прежде всего, выявление учебных и личностных возможностей учащихся. Диагностика потенциала учащихся должна осуществляться по следующим пяти блокам.

1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности.

Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, состоят в следующем:

- непосредственный интерес к предмету в целом;

- оценка ребенком социальной значимости изучаемого предмета;

- оценка учеником роли той или иной дисциплины в его планах на будущее;

- потребность в использовании и позитивном преобразовании своего опыта познавательной деятельности: способов учебной работы, накопленных знаний.

2. Интеллектуальная культура школьника, проявляющаяся в следующих показателях:

- потребность в овладении метазнаниями (знаниями о знаниях);

- наличие метазнаний - знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала (знания о сущности приемов умственной деятельности);

- умения анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий;

- умения выделять главное в определениях, задачах, теоремах и т.п.;

- умения классифицировать познавательные объекты;

- умения сравнивать познавательные объекты.

3. Культура учебной деятельности, проявляющаяся в следующих показа­телях:

- наличие знаний о структуре учебной деятельности;

- умения осуществлять целеполагание;

- умения планировать свою деятельность;

- умения организовывать свою деятельность;

- умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

333

4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в показателях:

- владение монологической (письменной и устной) речью;

- умения осуществлять диалог.

5. Самостоятельно выработанные школьниками способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта:

- преобладающая ориентация детей на отдельные признаки и чаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета;

- преобладающая ориентация на определенный способ фиксирования информации (схематический, графический, знаково-символический и т.п.).

6. Обученность учащихся:

- уровень усвоения учебного материала;

- успеваемость.

Ориентация на этот аспект предполагает овладение каждым учителем методами диагностики по выделенным выше показателям и их широкое использование в процессе совместной деятельности с учащимися. Кроме того, важно, чтобы включение этих методов в непосредственный образовательный процесс обеспечивало учащимся возможность при изучении каждого учебного процесса познавать свой потенциал.

Второй аспект - развитие личностно-смысловой сферы школьников.

Этот аспект предполагает выделение в содержании учебного материала вопросов, касающихся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваиваемого содержания.

Такой подход ориентирует учителей на выделение в учебном мaтериале проблем Человека и его Жизни.

Третий аспект — обеспечение профессионального и личностного самоопределения учащихся.

Четвертый аспект - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Пятый аспект - реализация государственных образовательных стандартов.

Следует отметить, что при усвоении государственных стандартов первостепенное значение будут иметь учебные возможности учащихся.

В связи с этим урок будет вариативным (исключающим стандартную структуру: опрос - объяснение нового материала - закрепление - контроль). Он станет гибким, динамичным, ориентированным на общее развитие учащихся:

- в целях урока акцент будет сделан не только на знаниях и умениях, которые должны усвоить учащиеся, а, прежде всего на развитии

334

личностно-смысловой сферы учащихся, их интеллектуальной, ком­муникативной культуры, а также культуры учения;

- широкое включение учащихся в постановку целей учебного за­нятия;

- познание учащимися нового материала будет осуществляться на ос­нове включения субъектного опыта учащихся в содержание урока.

Шестой аспект - обеспечение самореализации учащихся в раз­личных видах учебной и социальной деятельности.