logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

Каким образом это можно сделать?

Наверное только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспи­тать другого человека. Чтобы воспитать другого человека нужно изме­нить общество».

Современное образование в этой связи оказывается самым актив­ным участником процесса выхода из планетарных кризисов

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетиче­ски детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позво­лили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчиво­го естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

13

1.1.2. Цели современного образования.

На одной из общегородских августовских учительских конферен­ций чествовали начинающих учителей - недавних выпускников педагогических факультетов. На сцене оказались более сорока молодых педаго­гов. К ним обратился учитель - победитель областного конкурса «Учи­тель года» с просьбой экспромтом ответить на вопрос: «Что Вы скажете своим ученикам первого сентября?» Выпускники университета опустили глаза. Ни один из них не решился ответить на поставленный вопрос. Лишь один из них в безвыходной ситуации на вопрос: «Что Вы ожидаете от первого сентября?» ответил: «Многого».

Увы! Ситуация более чем распространенная. Выпускники школ, средних профессиональных учебных заведений и вузов хорошо инфор­мированы в области специальных знаний, владеют более или менее хо­рошо специальными умениями и навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самым главным умением -умением жить в современ­ном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Что же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпуск­ник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и, самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим уме­нием, необходимо определить, что нужно молодому человеку в совре­менном мире.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реали­зации своих личных планов.

Наиболее перспективной в развитии образования является концеп­ция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными ха­рактеристиками этой концепции являются:

• гибкость;

• разнообразие;

• доступность во времени и пространстве.

Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменени­ям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс не­прерывного развития личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.

Глобальные проблемы человечества могут быть решены высоко нравственными профессионалами.

К реализации концепции образования на протяжении всей жизни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

14

• научиться познавать;

• научиться делать;

• научиться жить вместе;

• научиться жить в ладу

с самим собой.