logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности

На момент анализа результатов деятельности школы проведена диагностика сформированности у учащихся познавательных интересов учащихся. В школе было проведено изучение уровней сформированности познавательных интересов учащихся 5-8-х классов и 9-11-х классов. Результаты анкетирования учащихся представлены в двух таблицах.

375

Уровни познавательных интересов учащихся 5-8-х классов

(в процентах к общему количеству школьников, изучающих предмет)

Уровни познаватель-ного интереса

Русский язык

Литература

Ин. яз.

История

География

Математика

Биология

Физика

Труд

Физ-ра

Ма-

льч

Де-

воч

Ситуативный ин­терес

18

37

31

16

27

15

11

12

43

47

27

Учат по необхо­димости

63

21

37

14

41

78

52

64

40

33

27

Интересуются предметом

14

29

22

58

29

3

26

13

17

13

35

Повышенный интерес

5

13

10

12

3

4

11

11

-

7

11

Поскольку высшим уровнем проявления интереса учащихся к изу­чению учебных дисциплин является интерес к процессу учебно-познавательной деятельности, то представим полученную информацию по этому уровню в виде столбчатых диаграмм.

376

Диаграмма сформированности у учащихся 5-8-х классов интереса к про­цессу учебно-познавательной деятельности (рис 4)

Диаграмма сформированности у учащихся 9-11-х классов интереса к процессу учебно-познавательной деятельности (Рис. 5.)

Сопоставление представленных в таблицах и в диаграммах данных позволяет выделить следующие педагогические факты, характеризующие степень сформированности личностно-смыслового отношения учащихся школы к изучению учебных дисциплин:

• практически ко всем изучаемым дисциплинам интерес учащих­ся и 5-9-х классов, и 9-11-х классов сформирован в основном на уровне осознания необходимости его изучения («требует учи­тель», «по предмету нужно сдавать экзамен»);

• лишь у небольшого числа учащихся 5-8-х и 9-11-х классов (со­ответственно у 8% и 10%) сформирован познавательный инте­рес к процессу учебно-познавательной деятельности;

• познавательный интерес к содержанию и процессу познания на уроках русского языка сформирован лишь у 29% учащихся 5-8-х классов и у 11% учащихся 9-11-х классов;

Отмеченные факты обусловлены целым рядом недостатков в со-

377

держании и организации образовательного процесса в школе:

• недостаточная вариативность содержания образования в основной школе;

• слабой ориентацией содержания учебных предметов (особенно естественно-научного цикла) на развитие эмоционален нравственной сферы личности, что отрицательно сказывается на формировании учебной мотивации и познавательных интересов учащихся;

• недостаточным включением в содержание учебных предметов проблем человека и его деятельности;

• целевым ориентированием учебных занятий лишь на создание условий для овладения учащимися предметными знаниями умениями и навыками;

• недифференцированным подходом к учащимся, предъявлением одинаковых требований ко всем обучающимся, независимо от особенностей их индивидуального развития;

• навязыванием учащимся смыслов, знаний и умений, никак не вытекающих из их предшествующего развития (не связанных с субъектным опытом учащихся);

• отсутствием специальной работы учителей по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии, как фактора формирования познавательных интересов учащихся ни средством переосмысления своей деятельности, психического состояния и взаимодействия с учителем и учащимися;

• преобладанием в процессе оценивания отрицательной обратной связи, при которой происходит сравнение учебных возможностей одного ученика с возможностями других школьников.

В качестве основных причин указанных недостатков в содержании и организации образовательного процесса в школе следует назвать:

• отсутствие должного единства внутри педагогического коллектива;

• слабая готовность педагогов школы к созданию условий для развития рефлексии учащихся.