logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

3.2.1. Технология уровневого обучения

Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В та­кой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьше­ния объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные научные идеи:

1. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организо­вать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные.

2. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

257

3. В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и ус­ложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Базовый уровень задает нижнюю границу качественного образова­ния с позиции требований общества и государства. Поэтому всем учени­кам важно достичь этого уровня, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки.

Ориентация на этот уровень позволяет ребенку перераспределить свои усилия и время с учетом своих интересов и склонностей.

4. Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходи­мо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников:

• особенности личностно-смысловой сферы;

• особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоци­ональную сферу и др.);

• уровень обученности в рамках определенного предмета (сфор­мированные у школьников знания, способы деятельности).

Таблица 16