logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.6. Идея открытости образовательной среды.

Анализ этой идеи предопределяется вопросом: «Чем является школа для ребенка?» Если замкнутым пространством, в котором какое-то время «протекает» жизнь ребенка, то наверное, в этой фразе заключается смысл всей нашей существующей педагогической реальности, которая обеспечива­ет (почему-то так принято во многих педагогических литературных источ­никах, во всяком случае в различных определениях понятий «воспитание» и «обучение» и т.п.) развитие личности. А разве вся окружающая действитель­ность (кроме школы) не способствует развитию ребенка?

Вот что пишет по этому поводу А. Кушнир: «... все многообразие жизни - общение, деятельность, достижения, коллизии, события, пережи­вания по поводу названного, - буквально все происходящее с ребенком развивает его» (16. С. 99). И продолжает далее: «Специально организо-

49

ванное обучение может стать частью этой жизни, продолжать, направлять и усиливать это движение жизни и развитие, и тогда оно обязано быть жизнесообразным, строиться на жизненном языке, перекликаться с жизненными реалиями» (16. С. 99).