logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирова­ния управления.

Такое понимание управления позволяет утверждать то, что объектом управления становится не ученик, а целостная учебная ситуация, что является принципиально важным в двух аспектах. Во-первых, в этом случае осознается возможность проявления субъектности со стороны ученика, ибо он совместно с учителем является конструктором учебной ситуации. Вo-вторых, появляется другое видение роли и места учителя в образовательном процессе.

Каким образом должно быть организовано управление образова­нным процессом как взаимодействие субъектов?

Ответ на этот вопрос зависит от выбора определенной стратегии, которая, в свою очередь, может основываться либо на насильственной

83

парадигме, либо на ненасильственной парадигме. Безусловно, мы уже ра­нее отдали приоритет не жесткому управлению. Однако анализ двух па-1 радигм позволит в большей степени убедиться в возможности реализации:' ненасильственного управления.

Собственно говоря, от выбора той или иной методологической осно­вы зависит технология управления образовательным процессом на разных уровнях. Именно поэтому мы и приступаем к анализу концептуальной плат­формы управления образовательным процессом в контексте осмысления на­сильственной и ненасильственной мировоззренческих систем.