logo
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Н аучиться учиться

Интеллектуальная культура Информационная культура

Культура самоорганизации Исследовательская культура

Отметим, что сформированность интеллектуальной, информацион­ной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действи­тельно позволят школьнику учиться всю жизнь. Тем самым тезис «обра­зование в течение жизни» становится реальностью.

Помочь учащимся научиться работать (действовать).

Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетент­ность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Прежде всего следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мыш­ления. В отличие от аналитического, системное мышление - это синтези-

15

рующее мышление. Субъект с системным мышлением убежден, что пра­вильно поставить и решить ее, можно только выйдя за границы той системы, по отношению к которой эта проблема изначально выявлена (В.С. Лазарев).

Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конкуренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

• формировать у себя потребность к постоянному познанию;

• уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;

• иметь широкую компетентность, связанную с умением решат п проблемы;

• уметь работать в разных социальных и производственных усло­виях.

Особо следует отметить необходимость воспитания такого качест­ва у школьников как лидерство.

Лидер - это прежде всего профессионал в конкретной области. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практи­ческой деятельностью. Другая черта лидера - это умение увидеть про­блему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидеpa - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и уме­ния. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение орга­низовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен себя реализовать в любимом деле.

Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию другого и оказанию ему помощи.

Схема 2