logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи.

Проблема построения в школе адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки деятельности школы.

Приоритетным критерием оценки работы школы до сих пор оста­ются конечные результаты ее деятельности:

• состояние здоровья учащихся;

• обученность учащихся;

• обучаемость учащихся;

52

• сформированность у школьников ценностных отношений к ок­ружающей действительности и др.

Стремясь удовлетворить этому критерию, школы экстенсивными мерами пытаются достигнуть высоких конечных результатов. Вводятся дополнительные предметы в школьный учебный план. Их введение объясняется необходимостью расширения культурного кругозора учащихся, специальной подготовки в определенной области научных знаний. В то же время содержание традиционных учебных предметов практически не изменяется, в нем не акцентируется внимание на взаимосвязи общества, технологии и человека, что собственно, и составляет гуманитарно-культурологический аспект содержания образования. В школах создают­ся профильные классы, что соответствует личностно-ориентированному образованию. Однако основу содержания профильного обучения зачастую составляет сложный вузовский материал, слабо адаптированный для школьного изучения.

На экстенсивных изменениях основывается в настоящее время и совершенствование системы внутришкольного управления: вводятся дополнительные управленческие ставки (при этом организационная структура существенно не изменяется). Да и стратегия управления реализуется и соответствии с традиционной схемой: управляющее воздействие - желаемый результат. В практике подобные усилия оказываются тщетными, «уходят в песок», или даже приносят вред, если не учитывают возможно­сти и тенденции развития конкретной школы.

На сегодняшний день в качестве определяющего должен выступить критерий интенсификации саморазвития школы, ее отдельных субъектов. На первый взгляд идея интенсификации противоречит личностно-ориентированному подходу в образовании. Действительно, по определению интенсификация - «увеличение напряженности, производительности».

Конечно же, в условиях адаптивной образовательной среды не име­ет смысла говорить об увеличении объема напряженной работы ученика, учителя и руководителя школы. Но в этой связи возникает вопрос, - по­чему критерий интенсификации становится, по мнению авторов, осново­полагающим? Поясним, что же все-таки имеется в виду?