logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.9. Идея интегративности образования.

Ранее отмечалось, что одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала является интегративность образовательного процесса. Каковы же аспекты этой интегративности?

Думается, что в первую очередь речь должна идти об интеграции содержания образования в современной школе.

В настоящее время становится все более очевидным то, что традиционная «монологическая» система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Характерным следствием ее ограниченности, прежде всего, является то обстоятельство, что в такой системе, по меткому замечанию Л.Я. Зориной, формируются две разные культуры: культура естествознания с доминантой научного метода и культура гуманитарная, основанная преимущественно на интуитивном, внелогическом, образном мышлении (11).

Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят «конкурирующий» характер - они по логике выстраивания не дополняют друг друга (хотя это и декларируется), а противостоят - каждая - всем осталь­ным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими.

В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет в той или иной степени дискретный набор сведений из определенной! области знаний и уже по этой причине не может претендовать на системное описание действительности. Вполне понятно, что в таких условиях о целост­ном восприятии мира у школьников не может быть и речи.

Положение дел усугубляется еще и тем, что в практической дея­тельности массовых школ наблюдается широкая реализация внутришкольной дифференциации - организация профильных классов. Безусловно, что такая дифференциация не способствует решению проблемы создания условий для восприятия школьниками целостной картины мира.

Создание школьных интегративных курсов чаще всего проблему интеграции содержания с целью развития у школьников системного вос­приятия мира не решает. Разработчики программ часто не принимают во внимание тот факт, что внутренней интеграции препятствуют концепту­альные установки, лежащие в основе разрабатываемого курса. В итоге возникает программа, объединяющая различные области знания внеш­ним образом, что, конечно, не может обеспечить ожидаемого эффекта.

А если учесть и тот факт, что большинство учителей (как показывает анализ учебных занятий) в основном пытаются передавать предмет­ную информацию в ущерб следования логике научного знания (факты,

56

понятия, законы, теории), то становится понятным, почему школьники овладевают всего лишь отрывочными сведениями. И в этой ситуации, к чтению, не приходится говорить о том, что ученики усваивают фундаментальные идеи, концепции, которые являются основой формирова­ли ценностных отношений к окружающему миру.

Можно выделить несколько уровней интеграции, которые могут иметь место в современной школе.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ - интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духов­ного потенциала предметов.

В реализации такой интеграции велика роль вводных и обобщающих уроков.

Чем характеризуются вводные уроки? Прежде всего, тем, что у школьников появляется возможность осознать социальную значимость учебного материала, которым им предстоит овладеть, «увидеть» его место в целостной картине мира. На таких уроках целесообразно использовать средства искусства (музыку, живопись, поэзию), привлекать информацию из других учебных дисциплин. Средства искусства способны передавать через ху­дожественные образы явления внешнего мира и состояния человеческой ду­ши. Музыкальные, живописные и поэтические образы обеспечивают осмысление учащимися многообразных связей изучаемых явлений, процессов и даже, как отмечают психологи, способствуют лучшему запоминанию зна­ний. Общим в воздействии всех видов искусств является то, что у человека пробуждаются воспоминания о виденном, пережитом когда-то или волную­щим сегодня. Педагоги и психологи считают такую активизацию субъектно­го опыта учащихся равносильной приобретению новых знаний. Итог таких уроков - новые философские знания. Тем самым актуализируется личност­ный смысл учащихся к изучению новой темы. И это становится возможным благодаря мощному эмоциональному и интеллектуальному заряду, который получают школьники.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цик­ла предметов на основе реализации «горизонтальных» структур взаимо­связей учебных дисциплин.

57

Принцип связи образования с жизнью всегда являлся одним приоритетных в теории и практике педагогики. К сожалению, в реальном опыте школ практическая реализация этого принципа остается явно недостаточной. Более того, он чаще всего лишь декларируется. В то же время овладение учащимися содержанием образования, обеспечивающим его активную адаптацию в окружающем мире и возможностями его про образования, становится все более актуальным.

Создание условий для освоения учащимися реалий человеческой практики, материальной и социальной, должно стать одной из главных задач адаптивной школы. Что же конкретно имеется в виду?

Во-первых, помощь школьникам в понимании того, что большинст­во научных понятий и идей вытекают из практических нужд человека. А это предполагает широкое обращение учителя на учебных занятиях непо­средственно к субъектному опыту учащихся и его осмыслению.

Во-вторых, прикладная направленность образования должна обес­печиваться посредством овладения школьниками, так называемыми тех­нологическими знаниями и умениями, причем не только в процессе изу­чения образовательной области «Технология», но и на учебных занятиях по учебным дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного циклов. Особое место в обеспечении прикладной направленности занимает про­ектное обучение, которое, безусловно, не исключает другие виды и тех­нологии обучения в реализации обозначенного направления.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ - использование общенаучных методов познания, обучение этим методам учащихся.

Научные методы познания являются важным фактором интеграции содержания, поскольку они должны использоваться и при изучении предметов естественнонаучного цикла, и гуманитарных дисциплин.

Известно, что к научным методам познания, прежде всего, относят: наблюдение, гипотеза, эксперимент. Ориентация педагогического коллек­тива школы на структурирование содержания образования в соответствии с методологией научного познания (включение в качестве базовых мето­дов научного познания) позволит не только осуществить интеграцию со­держания учебного материала, но и:

- рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

- более четко систематизировать учебный материал;

- создать у детей представления о целостной научной картине мира.

В этой связи важным становится включение учителем в целевой блок учебных занятий содействие развитию у школьников умений и на­выков использования научных методов познания.

58

Не менее важным аспектом интегративности образовательного процесса является единство видов деятельности учащихся, которыми они овладевают в учебное и внеучебное время. Содержание различных видов деятельности не только программируется на условиях свободного выбора учащимися их конкретных форм (учебные предметы по выбору, факультативные и дополнительные занятия, кружки и творческие объединения и др.), но и строится в форме учебной деятельности.

Иными словами, благодаря единству видов деятельности учащихся возможно обеспечить системное овладение учащимися способами самоуправления деятельностью в условиях учебной и внеучебной работы.

Третий аспект интегративности образовательного процесса находит выражение во включении учащихся в социум школы, а также coциума в педагогический процесс.