logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.

К чему приводит манипулирование в образовательном процессе? Прежде всего, к тому, что обучение и воспитание детей превращается дрессировку, в натаскивание на определенные образцы поведения.

Другая ценностно-нормативная система исходит из отказа от насилия, от стремления подавить, манипулировать или подчинить другого человека, из признания ее равноценности и достоинства как партнера диалога. В такой системе коренится исток поиска компромиссов трудных путей со-беседования, со-трудничества, со-гласия, со-ревнования, со-зерцания и со-бытия, со-страдания и со-чувствия, со-единения и со- трудничества.

84

Отказ от идеологии подчинения не означает отказ от управления вообще, а лишь от определенных форм осуществления управления - от авторитарно-деспотических и репрессивно-насильственных механизмов ее реализации, не допускающих ни в коей мере ни самоорганизации, ни самоуправления.

В связи с анализом этой аксиологической системы интерес представляло выявление сущности основных категорий: «насилие» и «ненасилие» и осмысление их в рамках современной управленческой и образовательной практики. Думается, что такой анализ позволит все-таки дока­зать, что вполне возможно выстраивать в практической деятельности и тол ненасильственные действия.

Традиционно «насилием» называют:

• принуждение со стороны одной группы людей (одного челове­ка) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привиле­гий;

• принуждение людей к принятию определенных условий или к какому-то поведению с помощью (чаще всего воображаемого) разрушения их психической жизни, либо с помощью угрозы та­кого разрушения.

Существует ли насилие в современной школе? Увы! Как не печально это признавать. И примеров насилия можно принести очень много, причем на всех уровнях управления в школе и да­же в самом построении образовательного процесса. Вспомните, как формулируются цели учебного занятия. Как правило, звучат слова: сформировать..., развить..., научить... и т.п. Так и хочется продолжить — «заставить». И именно в последней формулировке осознается насильственность по отношению к учащимся. Такая формулировка цели приводит и к определенному поведению учителя на учебном занятии, ибо цели и поведение человека неразрывно связаны.

Да и само содержание образование, реализуемое в практической деятельности, представляет собой своеобразное насилие, ибо его основу составляет огромный объем информации (обратите внимание - не зна­ний), который ДОЛЖЕН усвоить ученик практически не в структурированном виде.

В этой связи показателен один случай из практики повышения ква­лификации учителей. На одном из занятий, учителям было предложено в группах схематически (или в виде рисунков) изобразить: что такое «знание» и каково его значение в жизни человека. В результате практически

85

во всех группах знание предстало в виде перечня предметных разделов, которые должен (снова должен) освоить ученик.

Можно ли обучать детей, на акцентируя внимание на структуре знания - на том, что восхождение по ступенькам познания осуществляется ребенком от фактов к понятиям, от них к законом и закономерностям, далее к целостным теориям, осмысленных как нормы жизни? В противном случае и само содержание волей или неволей становится насилием.

Заложенное в целях и содержании, насилие принимает вполне определенные формы в образовательном процессе непосредственно во взаимодействии учащихся и учителя. Все та же позиция долженствования для ребенка и позиция информатора и контролера для учителя. Все то же стремление учителя забрать всю ответственность за результаты образовательного процесса и его организацию на себя. Все действия ученика заранее программируются, а значит и жестко контролируются.

Приведем фрагмент (в виде таблицы) из книги Д.Г. Левите «Практика обучения: современные образовательные технологии», который отражает палитру форм и видов насилия, существующих в школьной практике.

Таблица 1