logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Формы и виды насилия в школе

Формы насилия

Осознанное насилие

Неосознанное насилие

Прямое

Косвен­ное

Прямое

Косвенное

Виды насилия

Приказ, запрет, нотация, ограничения, принуж­дение, упреки, навязывание (позиции, взглядов, ценностей, убеждений, норм поведения), физическое воздействие, подавление (инициативы, желаний, стремлений)

Через родителей, одноклассников, администрацию,других взрослых и детей

Принуждение, упрек, ограни­чение, навязывание (позиции, взглядов, цен­ностей, убеждений, норм поведения), подавление (инициативы, желаний, стремлений)

Через родителей, одноклассни-ков, администрацию, других взрослых и детей

Какой вывод можно сделать на основании изложенного? Пожалуй, только один.

86

Заставить учащихся силой делать то, что нам кажется хорошим (а ведь действительно мы думаем, что в этом случае делаем благо для ребенка), -самое лучшее средство внушить им отвращение к тому,

что нам кажет­ся хорошим.

Что же представляет собой противоположное понятию «насилие» - понятие «ненасилие»?

Ненасилие можно рассматривать как этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования. Ненасилие отрицает принуждение как способ решения разнообразных межличностных проблем и конфликтов.

Примечательно то, что в философии ненасилие не расчленяется на теорию и практику. А это означает, что ненасилие может выступать как практически эффективный способ действия и как принципиальная позиция.

Особый интерес для проектирования управления образовательным процессом представляют положения о ненасилии как идеи определенной технологии деятельности. В этой связи можно вести речь и о ненасильственных действиях.

Постановка вопроса о ненасильственных действиях ставит проблему их определения.

На наш взгляд, ненасильственные действия - это действия, способствующие проявлению и увеличению полезных возможностей деятельности учащихся и учителей. Такие действия не должны в этом плане вести к каким-либо ограничениям в проявлении личностью своих творческих ресурсов. Но не означает ли это создание условий для вседозволенности в поведении учащихся? Конечно же, нет! Ведь задача Взрослого и состоит в том, чтобы способствовать показу самому Ребенку его личностных возможностей.