logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.1.1. Управление — это ...

В имеющейся управленческой литературе термин «управление» трактуется с трех позиций.

Согласно первой позиции, управление определяется как деятельность. Так, в свое время один из основателей теории управления А. Файоль рассматривал процесс управления как деятельность по реализации целей организации. В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

• функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство);

• целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);

• наличие субъектов образовательной деятельности.

Подобные определения являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющею в качестве своей цели получение, прежде всего, предметного результата.

Исследователи, представляющие вторую позицию, рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого или на группу и т.п. Для сторонников этой позиции управление - целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия или процесс целенаправленных воздействий на другого человека, также приводящий к изменению последнего.

При трактовке управления как воздействия слабо учитывается его

82

«субъект-субъектная природа», поскольку активность признается только управляющим, а управляемый в данном случае воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме. Однако значимость этой позиции становится очевидной в том случае, если в управлении имеют место воздействия субъектов друг на друга, в результате которых происходят изменения и управляемых, и управляющих.

Согласно третьей позиции, управление — взаимодействие субъектов.

Под взаимодействием в философии понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязано, а взаимообусловлено.

Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того взаимодействие - целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание взаимодействия, представляющего суть управления, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

Толкование управления в последнем варианте в большей степени соответствует реальной управленческой практике, так как, в силу того, что проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, оно содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект-объектных отношений (отражают специфику предметной деятельности), так и субъект-субъектных отношений.