logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

2.5.1 Цели современного учебного занятия.

«Иду на урок» - эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?»

Ответы на эти вопросы кроятся в анализе такого феномена как педаго­гические цели. Можно ли вообще не говорить о целях учебного занятия. Ведь, согласитесь уважаемые читатели, главная цель учителей состоит в том, чтобы дети работали па занятии. И может быть в этом случае не имеет смысла гово­рить о целях конкретного урока, семинара, практикума и т.п.

Учебное занятие является формой реализации конкретных целей образования. Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под це­лью понимается планируемый результат.

А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели уро­ка - это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происхо­дить, а они - нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, ко­гда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но какую цель?

Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассникам о том, что они сегодня научатся решать уравнения и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные' заведения. А учащимся неинтересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необ­ходимы через четыре годы. Значит, цели для учащихся должны находиться в сфере интересов ребенка. Конечно же, это предполагает наличие у педагогов развитие способностей к рефлексии.

Рассмотри первый вид целей учебного занятия - ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ.

Иными словами, цели учебного занятия могут быть представлены двумя видами:

- цели деятельности учителя;

- цели деятельности учащихся.

Предварительно отметим, что в реальности каждый учитель идет, прежде всего, от содержания учебного материала. И затем, уже формули­рует цели учебного занятия. Может быть поэтому, многие из педагогов до сих пор не осознают значимости специальной работы в процессе подго­товки учебного занятия над постановкой целей. В действительности же цели и содержание взаимосвязаны. Обратимся к схеме 8 .

164

Схема 8