logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутство­вать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.

Приоритетность ресурсного подхода перед целевым подходом обусловлена тем, что в нестабильных окружающих условиях (как внеш­них, так и внутренних) определить достаточно конкретно желаемое и практически достижимое состояние субъекта (индивидуального или группового) практически невозможно. Нельзя ориентироваться на конеч­ный результат по заданным образцам, так по отношению к развивающе­муся ученику таких образцов быть не может. Тем более в этой связи не­возможно задать конкретную траекторию движения ребенка к цели, кото­рая в этих условиях сама непрерывно корректируется. В этой связи имеет смысл говорить не об устойчивости заданной ученику извне траектории развития, а об устойчивости целесообразной направленности его разви­тия. Характер развития определен самим учеником. Его активность при этом выражается в двух направлениях: приспособлении к внешним воз­действиям и креативности, позволяющей субъекту на основе индивиду­ального опыта, своих возможностей находить выход из сложившейся си­туации и тем самым развивать личностный потенциал. При таком подхо­де знания и способы деятельности, усваиваемые ребенком, становятся средством развития личности и, следовательно, могут варьироваться в образовательном процессе.

Анализ теоретических и прикладных аспектов деятельности адап­тивной школы осуществлен далее с позиции ресурсного подхода.