logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

IV. Проблемно-ориентированный анализ работы школы

1. Здоровье учащихся - один из основных результатов работы школы.

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям.

347

1.1. Соотношение количества практически здоровых детей и детей с различными отклонениями в здоровье

Рис.1 Соотношение количества практически здоровых детей u детей с различными отклонениями в здоровье

Анализ данных, приведенных на рис.1, показывает, что увеличилось на 20% количество детей, имеющих отклонения в здоровье. Во многом этот факт объясняется тем, что среди набранных первоклассников в 1998-99 учебном году в 1 «А» классе 75% и в 1 «Б» - 68% детей имеют хронические заболевания.

1.2. Количество детей, имеющих наиболее распространенные заболевания.

В таблице 2 приведены данные за два учебных года. Информация характеризует состояние здоровья учащихся в аспекте наиболее распространенных заболеваний. В таблице отсутствуют данные об острых респираторных заболеваниях учащихся в течение учебного года.

Данные свидетельствуют о снижении количества учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, ЛОР заболеваний, гематологических заболеваний. На прежнем уровне осталось количество детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов зрения, почек. В то же время в два раза выросло количество учащихся с ортопедическими заболеваниями

348

Таблица 2

Количество учащихся, имеющих наиболее распространенные заболевания

Уч. год

Кол-во уч-ся

Кол-во уч-ся с хроническими заболеваниями

Заболевания

Сердечно-сосудистые (в %)

Нервной системы (в %)

ЛОР (в %)

Желудочно-кишечные (в %)

Почки (в %)

Опорно-двигательные (в %)

Пониженное зрение (в %)

Гемат. Заболевания (в%)

1997-98

4

4

7

8

1

13

6

2

1998-99

133

69

4

6

4

5

1

26

6

1

1.3. Уровень физического развития учащихся

Рис. 2 Уровень физического развития учащихся

Таким образом, необходимо констатировать наличие ПРОБЛЕМЫ в работе школы: противоречия между потребностью учащихся и их се-

349

мей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состоянии детей.

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, с целью установления причин ухудшения их физического состояния позволяет сделать следующие выводы:

1) увеличение количества учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: воздействием неблагоприятной окружающей среды, плохим питанием детей;

2) существующая система проведения уроков физкультуры (2 часа в неделю) не компенсирует гиподинамию учащихся, часто не учитывается половой диморфизм в физическом воспитании девочек и мальчиков;

3) на невысоком уровне находится состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;

4) фиксируется чрезмерное нервноэмоциональное напряжение детей, обусловленное: несоответствием предъявляемых учителями требований возможностям учащихся; оцениванием деятельности учащихся, построенном лишь на сравнении учащихся друг с другом по результатам выполнения заданий;

5) наблюдается недостаточная двигательная активность детей, вследствие чего снижается их работоспособность на уроках и происходит рост острой и хронической заболеваемости;

6) игнорирование учителями особенностей восприятия учащимися информации, мышления школьников вызывает утомление, нервнопсихические отклонения, оказывает разрушающее влияние на соматическое здоровье детей.

Указанные недостатки в содержании и организации образовательного процесса в школе обусловили отрицательную динамику состояния здоровья учащихся. В этой связи следует констатировать наличие в школе следующих ПРОБЛЕМ, обусловленных содержанием и организацией образовательного процесса:

- противоречие между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью детей, и необходимостью реализации учителем валеологического подхода, сохраняющего и укрепляющего здоровье учащихся;

— снижению уровня отрицательной динамики физического и психического состояния учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе, а также воспитательного и учебного процессов в направлении сохранения и укрепления здоровья.

350

Отмеченные проблемы в содержании и организации образовательного процесса обусловлены следующими недостатками в условиях работы школы:

- слабой ориентацией педагогов на сохранение и укрепление здо­ровья учащихся;

- недостаточным уровнем валеологической культуры учителей, работающих в школе, доминированием технократического мыш­ления педагогов;

- отсутствием в системе методической работы специальной дея­тельности по подготовке учителей к проведению валеологически обоснованных уроков.

Приведенные недостатки в условиях работы школы и желаемое состояние этих условий позволяют обозначить следующие ПРОБЛЕМЫ работы школы, связанные с условиями деятельности педагогического коллектива:

- недостаточная мотивация деятельности учителей по укрепле­нию и сохранению здоровья детей препятствует построению и организации педагогами валеологически обоснованных учебных занятий;

- активному включению учителей в разработку валеологически обоснованных уроков препятствует слабая информированность педагогов о здоровьесберегающих технологиях обучения детей;

- противоречие между требованием разработки содержательных и организационных механизмов деятельности учителей с учетом принципа сохранения и укрепления здоровья учащихся и сла­бым участием медиков и психологов в определении направле­ний работы школы.

2. Обученность учащихся

а) Успеваемость учащихся

Таблица 3

Успеваемость учащихся по математике (в %)

Класс

Уч. год

Параметры статистики

Высокий

«5»

Средний

«4»

Удовлетвори-тельный «3»

Низкий «3»

1 «А»

1998-99

33

50

13

4

1 «Б»

1998-99

32

59

9

2 «А»

1997-98

38

52

10

1998-99

35

59

6

2 «Б»

1997-98

20

53

27

351

1998-99

13

81

6

2 «В»

1997-98

1998-99

24

23

41

41

35

35

3 «А»

1997-98

1998-99

31

47

42

35

26

18

3 «Б»

1997-98

1998-99

20

21

50

58

30

21

Сред­нее

1997-98

1998-99

30

30

43

55

27

5

0,57

Данные, приведенные в таблице, позволяют констатировать то, что в целом наблюдается достаточно высокий уровень обученности (по показателю успеваемости) учащихся по математике. Более того наметился рост количества детей, обучающихся на «4».

Анализ данных успеваемости одних и тех же учащихся (за два года в динамике: 2 кл. 1997/98 г., 3 класс 1998/99 г.) свидетельствует о росте количества учащихся, обучающихся на «4» и «5» в 3 (2) «Б» кл, и уменьшении количества учащихся этой категории в 3 (2) «А» кл.

Таблица 4

Успеваемость учащихся по русскому языку (в '%)

Класс

Уч. год

Параметры статистики

Высокий

«5»

Средний

«4»

Удовле­твори­тельный

«3»

1 «А»

1998-99

21

58

21

1 «Б»

1998-99

23

55

23

2 «А»

1997-98

1998-99

38

24

52

65

10

12

2 «Б»

1997-98

1998-99

20

40

94

27

6

2 «В»

1997-98

1998-99

24

17

53

41

24

41

3 «А»

1997-98

1998-99

5

18

69

47

26

35

3 «Б»

1997-98

1998-99

25

6

55

58

20

37

Среднее

1997-98

1998-99

23

16

54

59

23

25

Результаты, представленные в таблице 4, свидетельствуют в целом о более низких результатах обученности учащихся по русскому языку в сравнении с обученностью по математике. Фиксируется отрицательная динамика обученности учащихся одного и того же класса за два года.

352

Анализ типичных ошибок учащихся обусловил необходимость усиления речевого развития учащихся, расширения лингвистической направленности не только уроков русского языка, но и уроков в рамках других образовательных областей.

Собеседование, проведенное с учащимися, показало наличие высокого познавательного интереса к изучению английского языка. В то время как интерес к освоению родного языка значительно ниже.

Таблица 5

Результаты обучения учащихся умению читать (в %)

Клacс

Уч. год

Параметры статистики

Высо­кий

«5»

Средний

«4»

Удовлетво­рительный «3»

Низкий

«3»

1 «А»

1998-99

50

21

29

1 «Б»

1998-99

50

36

14

2 «А»

1997-98

1998-99

38

65

52

35

10

2 «Б»

1997-98

1998-99

40

69

40

31

20

2 «В»

1997-98

1998-99

47

58

35

29

17

11

3 «А»

1997-98

1998-99

47

36

42

53

11

12

3 «Б»

1997-98

1998-99

50

26

45

42

5

32

Среднее

1997-98

1998-99

45

50

44

35

21

15

В целом результаты обучения учащихся чтению достаточно благоприятны. В то же время необходимо констатировать наличие отрицательной динамики в обучении учащихся одного и того же класса умению читать. В ходе проверки техники чтения было установлено большое количество ошибок, допускаемых школьниками, на фоне достаточно высокого темпа чтения.

Таблица 6

Успеваемость учащихся по английскому языку (в %)

Класс

Уч. год

Параметры статистики

Высокий «5»

Сред­ний «4»

Удовлетвори­тельный «3»

Низкий

«3»

1 «А»

1998-99

41

38

21

1 «Б»

2 «А»

1998-99

18

64

18

1998-99

41

47

6

353

2 «Б»

1998-99

19

56

13

2 «В»

1998-99

26

46

28

3 «А»

1998-99

24

29

47

3 «Б»

1998-99

42

58

Таблица 7

Общая успеваемость учащихся (в %)

Класс

Уч. год

Параметры статистики

На «5»

На «4»

«3» по отдельным предметам

2 «А»

1997-98

1998-99

19

24

62

47

19

29

2 «Б»

1997-98

1998-99

7

60

63

33

37

2 «В»

1997-98

1998-99

12

18

47

41

41

41

3 «А»

1997-98

1998-99

5

24

58

41

37

35

3 «Б»

1997-98

1998-99

5

5

35

42

60

53

Сред­нее

1997-98

1998-99

10

14

52

48

38

38

Результаты обученности учащихся 13 классов по показателям успеваемости и количества школьников, обучающихся на «4» и «5» достаточно благополучны.

Исследование содержания и организации учебного процесса показывает, что снижение числа учащихся, обучающихся на «4» и «5», является следствием таких недостатков, как:

- доминирование в учебном процессе индуктивных методов обучения;

- слабая ориентация на субъектный опыт учащихся;

- использование технологии, слабо ориентированных на организацию самостоятельной работы учащихся;

- недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных;

- преобладание в школе фронтальных форм работы. Изучение кадровых, научно-методических, психологических, материально-финансовых, правовых и управленческих условий позволили выделить следующие причины недостатков образовательного процесса и школе:

354

─ недостаточная ориентация методической службы школы на создание условий для освоения учителями современных образовательных технологий;

─ ориентация учителей в процессе обучения на объем информации, которую должен усвоить ученик, а не на структуру определенного предметного научного знания.

3. Сформированность социально-ценностных отношений учащихся.

В опросе принимало участие 112 человек (таблицы 8. 9). Цель опроса состояла в выявлении доминирующей ориентации учащихся на материальные или духовные ценности.

Таблица 8

Доминирующие ценностные ориентации учащихся (1998/99 уч. год)

Методика «Сферограмма» (в%)

Класс

Духовные ценности

Материальные ценности

Потребление

Созидание

1 «А»

19

81

65

35

1 «Б»

30

70

50

50

2 «А»

40

60

78

22

2 «Б»

73

27

33

67

2 «В»

86

14

50

50

3 «А»

69

31

25

75

3 «Б»

89

11

50

50

Среднее

54

46

57

43

Таблица 9

Доминирующие ценностные ориентации учащихся (1998/99 уч. год)

Методика «Фантастический выбор» (в%)

Класс

Духовные ценности

Материальные ценности

Потребление

Созидание

1 «А»

38

62

69

31

1 «Б»

5

95

74

26

2 «А»

20

80

92

8

2 «Б»

27

73

87

13

2 «В»

14

86

64

36

3 «А»

54

46

50

50

3 «Б»

22

78

93

7

Среднее

25

75

82

18

355

Taблица 10

Доминирующие ценностные ориентации учащихся (1998/99 уч. год)

Методика «Недописанный тезис» (в %)

Класс

Духовные ценности

Материальные ценности

Потребление

Созидание

1 «А»

71

29

100

1 «Б»

85

15

100

2 «А»

74

26

100

2 «Б»

100

2 «В»

71

29

100

3 «А»

92

8

100

3 «Б»

100

Среднее

84

16

70

Установлено (использовались следующие методики: «сферограмма», «фантастический выбор», «недописанный тезис»), что 56% учащихся в качестве приоритетных для себя называют духовные ценности. В то же время большинство учащихся (79 %) ориентированы на потребление материальных ценностей, и только 21% - на их созидание. Если проанализировать результаты опроса по классам, то следует констатировать, что тенденция к потреблению более выражена к третьему классу.

Полученные результаты обусловлены прежде всего реальной общественной ситуацией. Однако анализ воспитательной работы в школе позволил акцентировать внимание на необходимости организации такой воспитывающей деятельности, которая обеспечивает ценностное проживание детьми событий действительности. Иными словами необходим переход от мероприятийности к организации целостной воспитывающей деятельности школьников, в которой акцент сделан на создании условий для формирования ценностных отношений личности.