logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.1. Идея синергетического подхода.

Потребность практики такова, что каждая школа должна представлять собой самоорганизующуюся социально-педагогическую систему, которая развивается на основе своих возможностей, ресурсов окружающей среды и обеспечивает условия для самоопределения и саморазвития учителей и учащихся.

Первоначально явление самоорганизации рассматривалось в рамках генетического подхода (У.Р. Эшби). В кибернетических исследованиях не обращалось внимания на конкретные механизмы происходящих при самоорганизации явлений. Значимыми для исследователей оказывались лишь устойчивые состояния. Но при этом не анализировалась конкретная природа этой устойчивости и промежуточных неустойчивостей переходов. Объясняется это тем, что в кибернетическом подходе акцент делается на процессах внешнего управления и обмена информацией.

Дальнейший прогресс в разработке теории самоорганизации связан с развитием синергетики.

Основная задача синергетики как научного направления (возникло в середине 70-х годов 20-го столетия) состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в тотемах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики.

Синергетика прежде всего изучает системы открытого типа (к которым относится и человек, и группа, и школа в целом как групповой субъ­ект), ведущим принципом существования которых является самоор­ганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и

активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

Появлением таких понятий как саморазвитие, самореализация, само­определение и всех других «само» мы обязаны именно синергетике.

Первоначально возникнув из изучения физических процессов, в на­стоящее время синергетика все больше используется для исследования сложных социальных систем. Но в этой связи возникают многочисленные вопросы, такие, например, как:

• Может ли педагогика в целом и управление социально-педагогическими системами, в частности, ориентироваться на

27

нестабильность и продуктивную роль хаоса, которые провоз­глашаются синергетикой доминантами развития?

• Годятся ли тем самым синергетические модели для описания поведения человека, школы и управления ею?

• Не преждевременно ли вообще применять синергетические мо­дели для описания социальных вопросов?

Но пока идет поиск ответов на эти вопросы, появляются многочис­ленные публикации, доказывающие целесообразность и эффективность действия закономерностей синергетики на поведение человека, на социальные системы и управление ими.

Отнеся себя к сторонникам использования синергетического под­хода, рассмотрим далее его специфику в педагогических и управленче­ских процессах.

Итак, с позиции синергетики человек рассматривается как откры­тое и динамическое явление, не находящееся в равновесии и обладающее большими собственными возможностями для саморазвития посредством открытого взаимодействия с окружающей действительностью. Отмечен­ное позволяет говорить и о самоуправляемом развитии школы как соци­ально-педагогической системе.

Таким образом, в рамках синергетического подхода самоуправляемое развитие социальной системы (школы как социально-педагогической системы) предстает в виде системы изменений, которые организова­ны ею относительно становления нового качества и ведут к росту ди­намичности, активности социальной системы в целом и ее отдельных компонентов.

Приведенное определение делает возможным перенос акцента на собственную активность развития социально-педагогической системы «школа». Именно специфическая собственная активность школы как группового субъекта позволяет рассматривать ее самоуправляемое разви­тие как потенциальный объект внешнего управления.

Отмеченные утверждения обеспечивают осмысление сущности со­циально-педагогической системы «школа» с позиций синергетического подхода в следующих положениях.