logo search
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen

1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода.

Чаще всего на страницах различных публикаций подвергается ана­лизу противопоставление традиционного (знаниево-ориентированного) и

34

развивающего (личностно-ориентированного) обучения. И хотя предпочтение отдается, безусловно, второму (личностно-ориентированному), все-таки это противопоставление носит во многом искусственный характер. Hа самом деле это объясняется стремлением обратить внимание и теоретиков, и практиков на негативные явления традиционной школы и «высветить» привлекательность идей гуманистической педагогики. В действительности же учебные занятия в традиционной школе должны быть и личностно и знаниево-ориентированными. В этой связи, употребляя далее термины «традиционная» и «знаниево-ориентированная», мы будем иметь в виду отрицательные явления в существующей системе образования, нисколько не умаляя при этом значения знаний в жизни общества и конкретного человека.

В рамках традиционной модели образования (подчеркнем еще раз – личностно-отчужденной) доминирует представление о том, что основной целью обучения является овладение определенными знаниями, умениями и навыками. К другим негативным явлениям этой модели Е.В. Бондаревская относит:

- регламентацию научного ядра знаний;

- академический, классно-урочный характер овладения школьни­ками знаниями;

- доминирование оценки деятельности учащихся по показателям школьной успеваемости;

- возникновение и рост неуспеваемости, борьбу с неуспеваемо­стью как необходимый компонент обучения и отсев учащихся из школы как ее следствие;

- недифференцированный подход к детям, предъявление одина­ковых требований ко всем обучающимся, независимо от осо­бенностей их индивидуального развития;

- сокрытие действительного положения дел в школе, педагогиче­ский формализм, валовый подход в оценке результатов образо­вания (33).

Как уже было подчеркнуто, эти явления школьной жизни могут быть устранены посредством реализации личностно-деятельностного подхода.

Отметим еще раз, что в современных психологических и педагоги­ческих публикациях широкое распространение получил личностно-ориентированный подход к образованию (человекоцентристский к управлению школой). Однако, этот подход значительно уже, чем личностно-деятельностный, так как, по мнению И.А. Зимней, вне поля зрения остаются деятельность и поведение человека в целом (10). Оба компо­нента (личностный и деятельностный) анализируемого подхода нераз-

35

рывно связаны друг с другом, ибо личность выступает субъектом дея­тельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта,

Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода.

Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе.

Что же следует понимать под личностно-смысловой сферой школьника?

Традиционная школа - это школа отчужденного знания. В ней ре­бенку предлагаются знания, вырванные из его жизненно-практического контекста. Адаптивная школа - школа живого знания (В.П. Зинченко). Ее основный смысл существования (миссия) состоит в создании условий для возникновения у ребенка особой позиции по отношению к осваивае­мому им знанию.